Я смотрю, интересную тему здесь «перетирают».
Хотел бы отметить, что «аффект» - не совсем подходящее здесь слово, лучше рассматривать «измененные состояния сознания»(ИСС). Дело в том, что аффект – это сильное душевное волнение, перевозбуждение, он протекает очень бурно и, как правило, не приносит никакой информации. В состоянии аффекта можно, в лучшем случае, струны порвать, в худшем – гитару разбить. В то время как ИСС протекают намного спокойнее.
Сразу скажу: в состоянии ИСС или аффекта НЕВОЗМОЖНО! сочинить, и, тем более, исполнить хоть что-то приятно звучащее! НЕТ!!! И еще раз НЕТ!!! Учитывая мое трепетное отношение к психоделикам, я говорю: НЕТ.
Ну, сами рассудите. Неужели, если вы начнете курить, глотать, или, того хуже – колоться, то вам на голову способность к творчеству упадет? Я думаю, наивно так думать. Просто так на голову талант и творчество не падают! Поэтому нет никакой прямой связи между творчеством и ИСС, а тем более между творчеством и наркотич. веществами.
«Наркотики – не наркотики». Не в них дело! А что можно сказать на счет ИСС?
ИСС можно добиться не только медикаментозными средствами (например, холотропное дыхание), поэтому не надо говорить сразу и только о наркотиках. Стоит отметить, что некоторые виды медитаций или даже обыкновенный сон – это тоже ИСС. Как вам известно, Менделееву мысль о том, что эл-ты химических веществ нужно располагать по атомной массе пришла во сне. И это довольно яркий и показательный пример! О чем я хочу сказать? Дело в том, что сон – это, своего рода, фантазия ума. Новые, лишенные вроде бы смысла, мысли и воображения. А что в этом скрывается? Не что иное, как новые неведомые идеи, которые бы и в голову не пришли в нормальном состоянии сознания! Часто сон помогает зацепиться за ниточку, которая переплетается с ответами на некоторые вопросы, которые по разным причинам возникают в нашем сознании.
В ИСС мировоззрение и мироощущение (как сенсорно-чувственное, так и психологически-чувственное восприятие) меняется, а потому меняется и ощущение всего окружающего нас. Мы по-другому начинаем чувствовать, а потому по-другому воспринимаем информацию. Например, в ИСС можно увидеть другие, неведомые стороны музыки и звуков, по-другому ощутить музыку, по-другому ощутить значение музыки. В ИСС идеи и логические связи уже не строятся по стереотипным законам сознания. Они строятся по ново-воспринятой информации, и обрабатываются также по новым законам. Зачастую в ИСС человек пытается что-то найти, что-то понять. И это происходит даже не по воле (сознательной воле) человека, мозг сам пытается найти какую-то закономерность, связь во всем происходящем, во всех этих дебрях мыслей и воображений. В итоге мозг формирует какую-то новую закономерность обо всем происходящем и откладывает это где-то глубоко в памяти. Впоследствии (в обычно-расширенном сознании) это начинает «вылазить» в виде фантазий, воображений, непонятных мыслей, они наполняет нас неведомыми, новыми чувствами, которые мы пытаемся «вылить» во вне. Все это происходит само собой, т. е. мы это не понимает «так как есть». Но зачастую оно продолжает лежать глубоко в памяти, мы просто или забываем, или не помним. Но может и всплыть (эдак лет через 5). Эти новые чувства переплетаются с насущными чувствами и состоянием души. Все это может отразиться в разных сферах жизнедеятельности человека. Например, в творчестве. Ведь творчество – это создание какой-то новой культурной ценности, это новые идеи и новые подходы в выражении своих чувств. Да именно: творчеством человек выражает свои чувства. Сколько может сказать, например, живопись о чувствах, о душе художника. Сколько может сказать музыка о чувствах композитора. Именно способность выражения чувств в виде творческой деятельности и делает человека талантливым. Но ведь сколько нужно труда приложить, чтобы воплотить чувства в виде творчества!
Вот так вот я попытался немного проследить косвенную связь между ИСС и творчеством.
Цитата:
Ерунда. Никто под кайфом пока шедевра не создал.
Все верно. Кайф- это удовольствие, это душевное благосостояние, следовательно, это приятные человеку чувства. Душевное благосостояние, как правило, не способно побудить человека к творчеству.
На счет Хендрикса. Я слышал, что однажды ему попалась не качественная кислота, в итоге у него пищевод, а затем и трахея наполнились пеной. Он захлебнулся от образовавшейся пены, а рядом никого не было, чтобы ему помочь.
На счет Клэптона. Вполне возможно, что он злоупотреблял алкоголем. Ведь у него случилось горе: умер сын. Вполне возможно, что не выдержал мужик, сорвался…
Цитата:
в данном случае алкоголь и тем более наркотики
Цитата:
Ну, а про Хэммета.... он лечился от алкоголизма!!! … Да и про наркотики он не отрицает!
А что, алкоголь не наркотик?!!! Что за дурацкое разделение!
Цитата:
когда лсд считался вполне безобидным средством
употреблять его считалось чуть ли не нормой
пока сенатор какой-то из окна не выбросился
ЛСД – относительно безобидное средство и ТГК (в чистом виде) – не далеко от ЛСД.
На счет сенатора: нехрен глотать в плохом настроении и в хреновом психологическом состоянии. Если и использовать нарк. вещества, то только в хорошем расположении духа, в хорошем настроении, без камня на шее, а иначе - не долго в депресняк слететь, а там и до окна не долго…
Многие нарк. вещества действуют инерционно по состоянию, т. е. если использовать их в плохом расположении духа (например, при желании забыть о всех заботах или залечить горе), то будет только хуже, при использовании же в хорошем расположении духа, можно (не всегда) немного улучшить общее самочувствие (приобрести какую-то расслабленность, открытость). Естественно, зависит и то, какие вещества использовать, ведь «наркотики» бывают разные, что причислять все в одну бочку! Ведь последствия от алкогольной зависимости куда более опасны, нежели от марихуаной (гашишной). Да и виды зависимостей здесь совсем разные.
Цитата:
ты вот лучше рассмотри вопрос создавал ли Бах или Бетховен шедевры в состоянии аффекта (как ты это называешь)
наверное нет и причем понятно почему
Нет, ты не правильно понял почему. А потом люди поражаются: почему, мол, наркомания так распространена. От не знания! Чем больше мы знаем о наркотических веществах, тем безопасней мы будем выбирать средства для ИСС, можно вообще даже не медикаментозные. И к слову: историю всей этой насущной проблемы тоже бы не помешало запомнить.
Во времена Баха и Бетховена наркотические вещества не были распространенны, а многие из них небыли даже открыты!
Цитата:
что касается наркоты
то никаго особого состояния
которого не существовало бы в тебе до этого
ты не получаешь
Все верно, ведь многие они действуют по принципу осознанного сновидения.
Цитата:
вот медитация или йога более правильный путь к просветлению
и как следствие к Идее
Не то что более правильный, а более безопасный. Это и является не медикаментозным способом ИСС.
Цитата:
кокаино-героино они употребляли!
героин куда более токсичней кокаина, так что не надо их сравнивать, максимум, что может вызвать кокаин серьезное – это слабоумие. Дело в том, что в Америке распространен кокаин, в России – героин. Вот и принято считать их аналогичными друг другу. Я не пойму, прежде чем делать подобные выводы, нужно хоть немного почитать статьи, послушать врачей наркологов.
Цитата:
а что наблюдался всплеск творческой активности в голландии когда там легализовали легкие наркотики?
А что наблюдался всплеск творческой активности в России в 95-98 годах, когда молодежь поголовно начала колоться?
А что, уровень наркомании в Голландии выше уровня наркомании в России?
А что, среди людей, курящих табак, больше творческих личностей, нежели среди не курящих?
Или среди алкоголиков больше творческих личностей, нежели среди не алкоголиков?
Ведь это все аналогичные вопросы. Нужно хоть немного быть рассудительным, и покопаться в дебрях. Дело то не в запрете и не в легализации, не в том: курит ли человек табак или марихуану, пьет алкоголь или колет героин. От того, что в России все запрещено – не делает ее самой не «наркоманской», поэтому «опыт» подобной проблемы в России большой. И незачем сразу на Голландию ссылаться, давайте об «опыте» российской молодежи говорить. И если алкоголь разрешен, то это не значит, что «водка – лучшее средство от раковых заболеваний, и от гриппа с простудой тоже…»… Не надо заливать желудок пивом, крича, что это полезно, а, услышав слово «марихуана», кривить рожу и кричать: «Я за здоровый образ жизни!» Меня эта тупость сильно раздражает. Что я хочу сказать: не надо рассматривать пользу к.-л. вещества в ракурсе разрешен - не разрешен. Все это вредно, другое дело, рассматривать уровень вредности с точки зрения научных данных. Но это уже другая тема…
Цитата:
Кстати вот и получается, они нашеряются, у них ломки, а потом пишут песни об этом или что там видели! Получается все равно какую-то роль наркотики играют в их творчестве!
Пишут не от ломки, а от душевно-эмоционального всплеска, который накапливался в течение долгого периода. Попытаюсь кратко описать процесс того, как это происходит:
Это происходит «не здесь и сейчас», т. е. не во время употребления и не за единицу времени. Это очень долгий процесс. Душевно-эмоциональное напряжение постепенно нарастает (в течение месяцев, лет). За все это время человек регулярно употребляет вещества (в результате патологического пристрастия). За этот долгий период человек меняет свое мировоззрение, причем изменения начинают протекать и в нормальном сознании (!). А это очень опасно, т. к. фактически человек меняется как личность. Он может стать депрессивным, нервным, могут появиться черты эпилепсии. В худшем случае может начаться деградация личности. Человек уже в нормальном сознании мыслит по-другому, нежели мыслил раньше, по-другому смотрит на вещи, по-другому видит цели, меняются ценности. Человек рассуждает о вещах, лишенные смысла, пытается найти ответы, но не может найти. В конечном итоге возникает психологический кризис. Вполне возможно, что возникнет «экзистенциальный вакуум», кстати, зачастую так и происходит. В результате всего этого человек может «сойти с ума», а, как известно, «сумасшедший отличается от гения всего лишь величиной успеха». Как это не парадоксально! Действительно, таланты иногда граничат с сумасшествием…
И если этот человек изначально был предрасположен к творчеству (например, любил сочинять стихи), то свой душевно-эмоциональное напряжение в виде сложной совокупности чувств, мыслей, воображений он изливает в поэзию, он уже не в состоянии держать это в себе. И что самое удивительное – стихи являются своего рода «энциклопедией души поэта», поэт полностью раскрывает себя в своей поэзии.
Вот так вот может родиться творчество!
Кстати, ведь не мало было случаев, когда известные писатели увлекались опием (или опиатами – морфием, например), дело в том, что часто это в биографиях не освещалось, тем более в советской литературе. Если меня память не подводит, среди английских писателей и поэтов часто такое встречалось. Среди русских тоже были. В биографиях это не было, но в стихах этого нельзя было скрыть.
Стоит отметить, что творчество может зародиться не только из-за возникновения психологического кризиса или душевной боли. На творчество могут повлиять и чувства радости (особенно чистой радости, граничащей с фантазиями), чувства любви (особенно страстной любви), причем любви не только к человеку, но и к не человеческим сущностям, например, к природе. Вспомните стихотворения Есенина – они все пронизаны этими чувствами. Кстати, Есенин, все-таки испытывал психологическую боль - она тесно переплеталась с чувствами любви.
Поэтому в большинстве случаев в творчестве ярче отображается душевная боль – именно она позволяет полностью раскрыться в творчестве.
Надо отметить, что психологический кризис может возникнуть не только в результате изменения личности и психики вследствие действия химических веществ. Часто психологический кризис возникает вследствие психологической травмы, которая может возникнуть в результате, например, не счастливого детства. Как это не парадоксально, но много людей, которые внесли большой вклад в развитее некоторых наук (особенно психологии), в творчество и культуру имели как раз не счастливое детство. В детстве формируется личность, а потому не счастливое детство оставляет большой след в психике человека. Несчастливое детство не обязательно связано с материальным не благосостоянием. Например, оно может возникнуть в результате нарушения естественных связей между родителями и ребенком.
Психологическая травма может возникнуть вследствие большой утраты (потери) и т. д.
Послушайте «Сонату №14» Бетховена. Послушайте «Адажио» Альбинони или «Аранхуэс» Родригеса. Все эти произведения пронизаны душевной болью, экзистенциальной утратой. И ведь действительно, стоит изучить биографию этих композиторов, как сразу же становится ясно…
Великие произведения рождаются только в результате душевной боли! И это, своего рода, АКСИОМА! Поэтому, получая удовольствие от наркоты, смеясь до упаду от курения марихуаны вы никогда не сделаете что-то толковое! Это тоже АКСИОМА!
Чтобы воплотить шедевр в реальность, нужно «отдать», «вырвать» из души своей, а если вы только «получаете», то как же может возникнуть шедевр?!!!На счет ломки. Ломка – это абстинентный синдром, который проявляется при не удовлетворении организма в очередной порции… Кстати, от пристрастия к табаку (при воздержании от курения) тоже возникают серьезные «ломки». Насколько я знаю, во время абстинентного синдрома тяжело выполнять к.-л. деятельность. Лучше всего заниматься к.-н. физической работой. Умственная работа или та, в которой требуется большое терпение, вообще плохо получаются.
Цитата:
Говорят, что ощущения обостряются,
Алкоголь притупляет чувства. Под его действием, музыка звучит куда хуже, чем в нормальном состоянии.
Цитата:
но насочинять что-то связное не получается
Ага. Вот прям новая музыка сама в голове зазвучит, ноты гармонично ложиться начнут. Ну вообще умора
. Естественно не получится ничего сочинить. В состоянии алкогольного опьянения у кого-нибудь что-нибудь толковое получалось сочинить?! А почему же тогда с помощью марихуаны, ЛСД или героина должно получаться что-то сочинять?!…
Цитата:
Любые ощущения, новые впечатления играют роль в творчестве
Все правильно «играют роль», т.е могут спровоцировать на творчество.
Все мы испытываем новые ощущения, впечатления, однако же, не все становятся творческими личностями, и здесь много факторов, которые не имеет смысла рассказывать…
Извините меня, пожалуйста, за демагогию. Я попытался всего лишь «залезть» немного в глубь и понять суть. Я высказал свою точку зрения, свое понятие этой проблемы, а потому не утверждаю о верности моего высказывания. Я, думаю, что вы меня поймете. Ведь есть же все-таки в этих дебрях доля правды…
И тогда рассеются сами собой такие заблуждения, что «наркотические вещества помогают в творчестве»…