Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 28.03.24 17:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О ритме и метрономе
СообщениеДобавлено: 17.11.18 9:28 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 27.08.13 15:47
Сообщения: 241
Откуда: г.Пермь
Попробуем поговорить не о конкурсе?

Очень часто нам достаётся за ритмические ошибки

Мысли по поводу метронома:
Когда я только начал с детьми посещать музыкальную школу, я слышал комментарии преподавателей за дверьми: "Cчитай, не забывай про счёт, работай дома только под метроном". Даже с перепугу купил метроном для себя и детей. Когда прошло некоторое время, я не выдержал и спросил нашего преподавателя по специальности о метрономе. "Ну, попробуйте позаниматься", - такой был ответ! За прошедшее время сын музыкальную школу закончил, дочь уже в четвёртом классе, а метроном так и пылится. Однако, при рассмотрении вопросов музыкальной теории, касающихся длительностей (там где можно ориентироваться под тиканье кварцевых электромеханических часов), метроном на начальном этапе вполне можно применить (для разбора фрагментов произведений, если вы их слышите впервые). Возможно, полезны будут некоторые упражнения под метроном для развития чувства ритма. После я встречал точки зрения от полного неприятия занятий под метроном, до полного восхваления таких занятий, посмотрите, например, мнение Максима Чигинцева. Истина, возможно, где-то между. Своё об занятиях под метроном Вячеслав Вениаминович высказал, наверное стоит прислушаться.

Возможно, мой опыт нельзя распространять на музыку, но хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями.
Во время службы я вынужден был изучить азбуку морзе (до сих пор помню). Процесс обучения включал такой этап: мы хором и индивидуально пели так называемые напевки - короткие мелодии, на одной ноте, которые соответствовали каждой букве. Напевки хорошо воспроизводили мелодию, так как состояли из слогов, которые легко тянутся (как правило слога с гласными а и о), и тянутся плохо. Первые соответствовали тире, вторые - точке. Поэтому мелодия легко запоминалась и воспроизводилась. Были, среди нас и ребята, которые упрямо учили комбинацию точек и тире, соответствующую каждой букве, несмотря на характерную для армии воспитательную работу со стороны нашего наставника. В итоге, те, кто поверили руководителю, и доверились своим ощущениям (видимо, в зачаточном состоянии ритм у нас врожден) стали первоклассными специалистами, те же, кто упрямо считал точки-тире, так и не выбрался из скорости 6-10 знаков в минуту. Я бы хотел заметить, что метроном, как механизм несколько моложе музыки. Играли же как-то раньше, да и ритм отбивали на многочисленных ударных без механизации.

С нашими ритмическими ошибками стоит разобраться, надо задать вопрос: Каковы причины-источники?

Я для себя смог выделить несколько причин, некоторые из них невозможно устранить, а в некоторых случаях метроном не поможет.
Наверняка Вы сможете дополнить этот список. Порядок указан не по значению а при пришествии на ум:

1. Неправильное прочтение нотного текста (Вот цыганочка вместо Анданте Сагрераса у меня вышла, только потому, что я думал, что так и надо!)
А потом запомнил это произведение именно так, и уже и пальцы и уши привыкли и трудно исправлять.

2. Неровный ритм может быть из-за волнений, я не знаю, как с этим бороться, но понимаю, что совсем уничтожать волнение нельзя.
Только одно дело -волнение перед зрителями или камерой, другое - волнения, которые несёт музыка, их точно нельзя убивать!

3. Наличие технически трудных мест. Инстинктивно замедляюсь, там где имеются сложности, и как ребёнок бегу на хорошо отработанных метах. Тут метроном тоже не поможет, я так думаю. Надо просто отработать все самые сложные места.

4. Наличие небольших проблем со здоровьем (то судорога, подтолкнёт палец раньше времени, то кончик пальца болит, после попадания по нему молотком накануне, то ноготь сломался). Некоторые проблемы увеличиваются с возрастом, например быстрые пассажи могут застревать, или даваться с высоким напряжением, пассаж проскочил, а дальше расслабился и наглюкавил. Гибкость и растяжка пальцев тоже с возрастом может подвести. (У меня иногда суставы ноют, однако, играл же с артритом С.Орехов). В НАГ много людей за 50, я думаю мои проблемы - цветочки.

Возможно, тут самый правильный выход из ситуации — это выбор произведений по своим силам.

5. Действительно слабое чувство ритма, может быть, здесь поможет метроном. Хотя я запомнил, что Пако Де Люсия для улучшения чувства ритма занимался танцем. Я совсем не танцую, может в этом дело?

_________________
А.Ф.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ритме и метрономе
СообщениеДобавлено: 17.11.18 13:11 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01.08.08 7:07
Сообщения: 940
Откуда: Краснодар
http://urokigitary.com/metronome


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ритме и метрономе
СообщениеДобавлено: 17.11.18 13:20 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 28.01.13 23:24
Сообщения: 925
Интересная тема. После начала обучения в НАГ, довольно долгое время принципиально избегал метронома. Ритмически трудные места разучивал в медленном темпе со счетом. В принципе, если считаешь или отстукиваешь ногой при игре, то это довольно хорошо заменяет метроном.
Но! Относительно недавно попробовал поиграть хорошо знакомые произведения под метроном и, к великому удивлению, это оказалось весьма непросто. Конечно, довольно быстро приспосабливаешься и всё встает на свои места. Но получается та агогика, те твои ферматы, ритенуто и ачелерандо так плотно врастают в твое исполнение, что игра строгим ритмом превращается в некую ломку.
Сейчас мой взгляд на метроном выглядит так: играть постоянно с метроном нельзя, это убивает твое свободное изложение музыки, но эпизодически поиграть с метроном считаю очень полезным. Это хорошо показывает все ритмические ошибки и заодно высвечивает вызвано ли то или иное замедление художественными причинами или это просто замаскированная техническая проблема.

_________________
Мой канал на Ютубе
...
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров ...
О. Хайям (1048 - 1131)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: О ритме и метрономе
СообщениеДобавлено: 19.11.18 18:05 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 02.10.13 22:50
Сообщения: 457
Откуда: г.Тамбов
Честно сказать метрономом тоже почти не пользуюсь, пользовался когда разбирал длительности нот и всё.При игре обычно притопываю ногой как бы задаю себе ритм.Теперь обязательно попробую поиграть под метроном, получить новые впечатления наверное будет оч. полезно.

_________________
Второй курс


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB