Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 28.03.24 15:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Запрещена реклама и флуд



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 29.09.21 18:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1859
Откуда: Национальная Академия Гитары
Предполагаю познакомиться с очень необычной работой, присланной нам нашим студентом Константином Силютиным "Зологой ключ Соль и Спираль Фибоначчи или почему скрипичный ключ рисуется с ноты Фа":

Изображение

Статья у Константина получилась довольно большая, поэтому для удобства мы разделили ее на части:

Часть 1. Зевс и твердый свет http://www.aguitar.ru/informacija/biblioteka/zolotoj-klyuch-sol-i-spiral-fibonachchi-1/

Часть 2. Скрипичный ключ пишется через «И» али через «Е»? http://www.aguitar.ru/informacija/biblioteka/zolotoj-klyuch-sol-i-spiral-fibonachchi-2/

Часть 3. Размышления на основе вышеописанного http://www.aguitar.ru/informacija/biblioteka/zolotoj-klyuch-sol-i-spiral-fibonachchi-3/

Часть 4. Приложения http://www.aguitar.ru/informacija/biblioteka/zolotoj-klyuch-sol-i-spiral-fibonachchi-4/

Обсуждение приветствуется!
:thumleft:


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 30.09.21 14:03 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 28.01.13 23:24
Сообщения: 925
Работа, действительно, очень необычная. И полезная. В том смысле, что подтолкнула к изучению затронутых в ней вопросов.
В то же время, как мне кажется, автор делает много допущений и предположений, которые не очевидны и могут быть истолкованы по-разному.

Например, написание ключа "Соль". Константин берёт один современный вариант, в котором начало ключа (завиток) приходится между первой и второй линейкой нотного стана (т.е. как бы соответствует ноте "Фа"). Из этого, делается вывод, что название ключа имеет другое значение и не связано с нотой "Соль". Однако не мало нот где начало завитка лежит и на первой линейке и аккурат на второй. Если же посмотреть старые ноты (репринтные издания XVIII века), то там завиток лежит точно там, где ему и положено - на второй линейке. И ещё особенность - в этих изданиях ключ выписывается линией не одинаковой толщины. Жирной линией пишется пузатая часть, в которой без труда можно узнать заглавную латинскую G. Только верхняя часть этой буквы отрисовывается вверх и переходит в продолжение ключа, которое пишется тонкой линией и напоминает сильно вытянутую латинскую букву S. То есть даже визуально отчетливо видна комбинация их двух букв - G и S (Sol?).

Если, для достоверности, посмотреть рукописи нот великих композиторов, то у Баха очень своеобразное написание, но всё же основа лежит на второй линейке, у Бетховена или ключа вовсе нет или это закорючка, напоминающая вытянутую букву S в зеркальном отражении, но всё же начало (или конец?) на второй линейке, у Шопена начало ключа ровно на второй линейке, у Чайковского не всегда разборчиво, но в нескольких рукописях точно на второй линейке, у Рахманинова есть рукопись где начало между первой и второй и есть, где начала завитка вовсе нет - получается кружок. Ну и конечно же у всех ключ написан довольно небрежно или торопливо и ни о каких числах Фибоначчи в форме ключа и его наклоне в 11-12 градусов говорить не приходится.

Из всего сказанного, как мне кажется, можно утверждать, что ключ на нотном стане несёт чисто утилитарное значение и не имеет тех загадочных свойств, которые приписывает ему автор. Начало же завитка, приходящегося не на ноту "Соль" - простое искажение переписчиками (издателями), которые стремились к красивому, изящному написанию. Частичное соответствие числам Фибоначчи результат того, что автор рассматривает компьютерный вариант написания. А компьютер примитивен до нельзя - он приводит всё к цифрам. И, в том числе, и живопись и музыку. Вот попробовать бы изучить "завитки" Бетховена! Никаких чисел не хватит :D Да и ни к чему это! Также как и поручать компьютеру дописывать симфонии. (см. Искусственный Интеллект дописал 10-ю симфонию Бетховена)

Не совсем однозначна и привязка нот к знакам Зодиака. Константин привязывает к первому знаку ноту "До". Но мы все хорошо знаем, что в прошлом гамма начиналась с ноты "Ля". Это осталось и в настройке инструментов - камертон "Ля". И это, кстати, для меня интересный вопрос: почему "Ля" была первой (да, понятно, она соответствовала букве "A", но всё же)? И почему же потом стала первой "До"?

Ну и в целом, даже если автор во всем прав, что же даёт нам статья? Как мы можем это использовать в нашей жизни?

_________________
Мой канал на Ютубе
...
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров ...
О. Хайям (1048 - 1131)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 01.10.21 6:44 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01.08.08 7:07
Сообщения: 940
Откуда: Краснодар
Рамиль, привет!
Соглашаюсь с аргументами твоего оппонирования. И мне сдаётся, что все любопытные исследования докладчик все же "притянул" к простому вензелю.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 02.10.21 21:01 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.12.14 15:57
Сообщения: 183
Рамиль, восхищаюсь вашей эрудицией. Я уже было окунулся в мистическое созерцание скрипичного ключа, а вы вырвали меня из когтей монстра и облили холодным душем. Есть мастера подгонять свои идеи под какие-то факты. Раньше созерцание фактов порождало идеи. А сейчас свои идеи пытаются подогнать под факты. Всё вверх ногами. В традициях постмодернизма. Несмотря на нынешнюю "моду", остаюсь верным любителем и поклонником классицизма. Спасибо Рамиль.

_________________
Walter Langolf


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 03.10.21 17:22 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 28.01.13 23:24
Сообщения: 925
Но всё же мистика в теме есть. Название ноты "Соль" происходит от начала фразы "Solve polluti" (лат. "очисти скверну") из средневекового христианского гимна. Получается, что ключ "Соль" очищает скверну. Вот как! :hand:

Кстати, этим гимном объясняется и порядок нот от "До" до "Си". Из семи строк гимна, шесть первых (в то время было только шесть нот) начинались со слов: "Ut", "Resonare", "Mira", "Famuli", "Solve", "Labii". Названия пяти нот сохранились до наших дней.

Осталось только выяснить почему же нота "Ля" была первой.

_________________
Мой канал на Ютубе
...
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров ...
О. Хайям (1048 - 1131)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 03.10.21 17:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1859
Откуда: Национальная Академия Гитары
Совсем походя отвергать сакральность и мистику в музыке, думается, было бы не верно, ведь в ТЕ времена подавляющее большинство людей были глубоко религиозны, воспринимали мир не только в материальном аспекте, но и в духовно-мистическом и многие вещи в своей жизни строили исходя из этого...


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 04.10.21 13:02 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.12.14 15:57
Сообщения: 183
Да, очень жаль, что статья оказалась ложным мистицизмом. Музыка полна мистики, тайны. Скорее всего она нашла путь в этот мир через сердце, полное религиозно мистического переживания. Первопроходцы гитарного искусства, такие как Карулли, Сор, Джулиани были глубоко верующими людьми. Их музыка не была создана "искусственным интеллектом", но переживанием запредельного мира. Можно было бы создать тему в форме, для желающих делиться информацией и обсуждать подобные вопросы.

_________________
Walter Langolf


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 06.10.21 7:19 
Не в сети
Студент Академии. Лауреат Кубка НАГ-2013
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28.08.13 13:08
Сообщения: 208
Откуда: Карталы-Челябинск
А-ля Задорнов :)

_________________
https://www.youtube.com/channel/UCkh3ca ... subscriber


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 06.10.21 7:34 
Не в сети
Студент Академии. Лауреат Кубка НАГ-2013
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28.08.13 13:08
Сообщения: 208
Откуда: Карталы-Челябинск
Ramil писал(а):
Работа, действительно, очень необычная. И полезная. В том смысле, что подтолкнула к изучению : почему "Ля" была первой (да, понятно, она соответствовала букве "A", но всё же)? И почему же потом стала первой "До"?



Дык, это же в лекциях было. Самая блатная тональность в стародавние времена - была Ля минор. Поэтому все с ля и начиналось. Потом придумали песню, где первая строка начиналась со слога До, так и переместили ноты.

_________________
https://www.youtube.com/channel/UCkh3ca ... subscriber


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Золотой ключ Соль и Спираль Фибоначчи
СообщениеДобавлено: 06.10.21 9:41 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 28.01.13 23:24
Сообщения: 925
Привет, Денис!
Denis2789 писал(а):
Самая блатная тональность в стародавние времена - была Ля минор.

Она и сейчас таковой осталась :D Во всяком случае на дворовой гитаре. Хотя, возможно, я отстал от жизни и такого понятия - "дворовая гитара" - больше не существует?

Denis2789 писал(а):
Потом придумали песню, где первая строка начиналась со слога До, так и переместили ноты.

Как-то просто все... Нота "A" возглавляла звукоряд, по крайней мере, с VI века. Изменения, о которых мы говорим, произошли в XI веке. То есть, как минимум, 500 лет был один порядок, а потом "р-раз" - и всё поменялось! Получается это была революция, которую все музыканты того времени поддержали. Нововведения Гви́до Арети́нского, предложившего новую систему нотной записи, позволяли певцам исполнять с листа мелодии, которых они до этого не слышали. Тогда как раньше каждое вокальное произведение передавалось "из уст в уста" - учитель учил молодых исполнителей каждому произведению. На освоение всего репертуара уходило до десяти лет! Гвидо Аретинский демонстрировал свою систему римскому Папе. Он освоил её за один день и в конце дня смог спеть неизвестное ему произведение по нотам. Эффективно однако!

Но всё же! Почему был поменян порядок нот? Почему было нельзя оставить всё как было и начинать гамму с ноты "Ля"? Конечно, может оказаться, что это просто технический момент и никакого сакрального смысла в нём нет. Также как в завитках ключа "Соль".

Ну и ещё один вопрос. Я не даром написал в начале нота "А", а не "Ля". Соответствовала ли нота "А" VI века нашей "Ля"? Может статься, что вовсе нет...

Как говорит советская музыкальная энциклопедия 70-х годов, с изобретением камертона в 1711 году в Англии, ноте "Ля" соответствовала частота 419.9 Гц. Впоследствии она постепенно повышалась и к середине XIX века в некоторых странах доходила до 453-456 Гц (!). В конце XVIII века в России введён "петербургский камертон" с частотой 436 Гц. В 1885 году по предложению Парижской академии наук в Вене частота 435 Гц была принята как международный эталон. "В СССР с 1 янв. 1936 действует общесоюзный стандарт с частотой а1=440 герц". Согласно Википедии, повсеместно применять частоту "А1" 440 Гц было рекомендовано на международной конференции в 1939 году. В 1955 году это положение было закреплено международным стандартом ISO 16.

Это за 200 лет такие колебания! А что говорить за тысячу лет! И, опять таки, что стоит за этими изменениями? Для чего они делались? Что служило толчком для них?

_________________
Мой канал на Ютубе
...
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров ...
О. Хайям (1048 - 1131)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB