Совершенно верно - для уверенной, хорошей игры на сцене нужен опыт, опыт и еще раз опыт!
Если хочешь уверенно играть на публике нужно тренироваться именно в этом - играть везде, где только можно и столько, сколько позволяют обстоятельства в данный момент, в любых концертах и концертиках, перед друзьями, на капустниках, на вечеринках, в гостях, в общем где только возможно.
Был такой достаточно известный в свое время гитарист Лауриндо Альмейда (если мне не изменяет память вроде бы так его звали). Так вот он начинал с игры перед друзьями. Он по разным причинам не смог получить достойного образования и был по сути самоучкой. Но дело в том, он сочинял очень красивую и хорошую музыку! Это музыка очень нравилась его друзьям. И они всячески поощряли его играть перед ними. И не только поощряли, а постоянно хвалили, хвалили, хвалили! Ведь известно, что признание даже самых незначительных достижений приносит невероятный душевный подъем, рождает желание делать еще и еще, и притом лучше и лучше, достигать еще большего.
В итоге, когда Лауриндо получил достаточный опыт домашних концертов, потихоньку осмелел и поверил в свои силы (опять-таки благодаря своим исключительно доброжелательным друзьям!), он начал понемногу выступать и перед большей аудиторией - сначала с разовыми пьесами, потом потихоньку начал играть по отделению, а затем и вообще полноценные сольные концерты начал давать! Вот так рождалась его мировая известность.
Я, например, знаю одного сейчас уже достаточно знаменитого гитариста, который, что называется "лез со своей гитарой в любую щель". Про него даже педагоги шутили, что он в каждый концерт хотя бы с одной своей пьесой да встрянет! Поначалу играл он ну-у... скажем так слабовато, ему даже неоднократно делали замечание, что даже гитара у него на сцене плохо строит (значит со слухом были проблемы), не говоря уже обо всем остальном. Но... постепенно он так напрактиковался/настажировался, что стал тем, кем стал сейчас (не буду из этических соображений называть его имени).
Но вернемся к Альмейде. Я-то вот на что хотел обратить ваше внимание:
Здесь у нас в Академии создана и культивируется самая благожелательная атмосфера сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Мы все от всей души радуемся любому даже не очень большому достижению каждого нашего соратника! Ведь так?
И это не просто так сделано. Это не потому что мы такие добренькие и покладистые или знаем не очень много, поэтому не способны на самую жесткую и нелицеприятную критику. Это сделано продуманно и специально. Только в благожелательной среде, только в атмосфере взаимоддержки и доброжелательности можно по-настоящему прогрессировать.
У выдающегося фортепианного педагога Генриха Густавовича Нейгауза (у которого в частности занимался выдающийся советский пианист Святослав Рихтер) в его фортепианном классе (классом педагога называется вся группа его учеников) была исключительно доброжелательная атмосфера. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ! По воспоминаниям его студентов, доброжелательность и поддержка была такой, что КАЖДЫЙ его ученик радовался успехам другого, как будто это были его собственные успехи! И что же? Результат всем известен - уровень достижений его учеников в их последующей профессиональной жизни перекрыл ну просто все рекорды, а имя этого гениального педагога вписано золотыми буквами в историю музыки.
И кстати я уже не раз сталкивался с горькими сожалениями музыкантов о том, что музыкальные педагоги как-то потеряли эту доброжелательную атмосферу поддержки, настоящей, чистой радости от работы и равноценного сотрудничества учеников и педагога.
Надо сказать, что сейчас как-то само собой собой разумеющемся считается, что если у тебя все хорошо, то об этом и говорить незачем. Зачем - ведь и так здесь все хорошо.
А вот если есть к чему-нибудь прицепиться... у-у-у, поверьте, мало вам не покажется, дадут такого "шороху", что долго не сможете в себя придти, уж поверьте профессионалу!
И получается, что ругают тебя на каждом шагу (гитара-то ведь ОЧЕНЬ непростой инструмент, и всегда есть какие-то задоринки и шероховатости, недоделанности и огрехи в игре). А ХВАЛИТЬ-ТО СОВЕРШЕННО ЗАБЫВАЮТ!!! Вот какая штука!
Но ведь человеку просто как воздух нужна поддержка, нужна позитивная оценка его может быть даже самых незначительных успехов. А тут ругают, ругают, ругают...
И у человека постепенно начинают опускаются руки. Он как-то незаметно начинает терять веру в себя. Из занятий данным предметом (гитарой в частности) уходит ощущение радости и удовольствия (ведь когда ругают настроение-то ведь не самое лучшее, правда!).
А следом возникает:
1. Профессиональный страх, что тебя опять будут ругать;
2. Страх ошибиться, страх играть перед кем-то (опять будут за что-нибудь критиковать!);
3. Страх публичных выступлений вообще (опять "запорю" свои пьесы, опять сыграю не так как надо, плохо).
И все - точка, музыкант, что называется "приехал"...
Кажется у Альбины прозвучало, что неплохо бы поучаствовать в профессиональных конкурсах гитаристов.
Да мы и не против. Если вы чувствуете в себе такой уровень подготовки, что хотите попробовать посоревноваться с профи, почему бы и нет!
Но во-первых, для того чтобы участвовать в профессиональных конкурсах, нужно быть подготовленным не просто на все 100, а на все 500%. Иначе зачем? Какой в этом смысл? Устроить себе экстрим с негативом в итоге?! Получить психологическую травму на долгие годы в результате проигрыша? Ведь в подобных конкурсах участвуют самые лучшие, ну... или хотя бы просто лучшие! Поэтому если уж хотите попробовать свои силы - нужно хотя бы как-то соответствовать заявленному уровню!
Это все постепенно придет, если вы будете работать над собой и продолжать упорно заниматься. Обязательно все придет! Не думайте, что мы пытаемся отговорить вас от участия. Нет.
Просто не нужно гнать коней раньше времени, понимаете?! Все придет, но в положенное время. И тогда все сложится и все получится.
Я кстати, знаю гитаристов, которые прежде чем становились лауреатами, успевали поучаствовать в 15 совершенно проигрышных для них конкурсах. И на их опыте они по сути учились, к ним постепенно приходило понимание с кем они соревнуются, каков у конкурентов бывает уровень подготовки, какие у них слабые места, как вообще все это происходит, как лучше и выгоднее участвовать, чтобы победить, с какой программой (лично для данного гитариста, исходя их его сильных и слабых сторон личности и профессиональной подготовки) и пр. и пр. Нюансов очень и очень много и для успешного участия их нужно очень хорошо знать и использовать.
Поэтому просто пока работайте и не подгоняйте преждевременно время. Весь пазл сложится в нужный конкретно для вас момент.
Вы просто однажды явно почувствуете, что все - готовы, время пришло. И появится железная уверенность: я могу участвовать и победить, и все тут!
А если есть хоть малейшая частичка неуверенности, если вы говорите себе, что только хотите "попробовать"... Лучше не рискуйте. Цена такого "попробовать" бывает ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВЫСОКА!
Но при этом нужно помнить еще об одной очень важной вещи:
Необходимо выработать у себя, скажем так, "слоновью кожу" на критику, или что называется "броню в 3 пальца". Чтобы не впасть в "черную депрессию", столкнувшись с критикой отдельных профессионалов в ваш адрес. А она обязательно будет, как бы вы ни играли! Просто потому что вы "чужой", вы учились не у этого педагога, вы пришли со стороны, да еще с альтернативной.
Я могу припомнить массу случаев, когда к педагогу или концертирующему гитаристу приводили ученика, который уже к этому времени достиг о-очень значительного уровня игры и стал, к примеру, победителем нескольких серьезных международных конкурсов. Приводили, чтобы показать. Ну а если повезет и он понравится, то чтобы этот мэтр возможно взял его к себе в класс для дальнейшей стажировки.
И что вы думает? Нередко мэтр, вместо того, чтобы хотя бы - ну для приличия, что ли, похвалить за те достижения, которые есть, ни слова ни говоря о них, обрушивал на ученика ТАКУЮ уничтожающую критику не только за те моменты, которые действительно нуждались в некоторой коррекции, но и за то, что было у него не так, не так как "видел" данные моменты именно этот педагог и как он преподавал их в своем классе для своих учеников: и тут у тебя не так, и здесь не этак, и звук-то у тебя не такой, и руки стоят не правильно, и подача у тебя не та, и артикуляция у тебя не такая, и динамику ты делаешь неверную, и трактовка произведений не грамотная...
И тут объяснение одно - психология человека (чужой ученик, а следовательно научен неправильно) и, само-собой разумеется, несовпадение его взглядов и принципов с принципами другого музыкант или педагога, который учил этого ученика. И кстати, еще и желание "набить" себе цену (опять-таки простая человеческая психология).
То, что разные люди видят одно и то же по-разному, это вполне понятно. Возмутительно вот что: в силу своего совершенно дремучего знания психологии (а вернее незнания её, иначе бы такие вещи не допускали бы) начинают критиковать таким образом: у тебя и тут плохо, и вот тут плохо, и тут не доделано, и тут сыро, и тут неверно, и тут ты неправильно играешь, и этого ты не знаешь, и в этом не разбираешься... Короче говоря, все очень-очень плохо!
То есть, смотрите, критикуют исключительно в резко негативном ключе, причем исключительно деструктивно! Отсюда и возникающие как следствие проблемы чисто психологического плана:
1. Исчезает мотивация достижения;
2. Возникает страх что-либо вообще делать (ведь все равно будут "бить");
3. Пропадание вдохновения и радости от того, что делаешь.
И как результат имеем следующее:
Обращаясь к этому профи человек хотел получить пользу, а получил проблемы, с которыми еще нужно сообразить, что делать и как быть, чтобы жить дальше и заниматься тем, чем занимался.
Аксиома: У любого, кто что-либо делает, всегда можно найти недостатки. Всегда! "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает"!
Так нужна ли критика?
Нужна не критика как таковая, нужен КОНСТРУКТИВНЫЙ, ПОЗИТИВНЫЙ И МОТИВИРУЮЩИЙ РАЗБОР-ДИАЛОГ. И это для меня совершенно бесспорно!
А вот такой резко критический деструктивный подход, который практикуется в современном музыкальном мире многими музыкантами просто недопустим и порочен по своей сути.
Удивляет и поражает вот что:
Несмотря на то, что в профессиональных музыкальных учебных заведениях студентам преподают такой предмет, как психология, на поверку её НИКТО не знает и ничего в ней не понимает. Иначе откуда бы брались такие вещи, о которых я написал выше?
Смотрите, практически никто, вместо того, чтобы деструктивно критиковать, не говорит:
"У тебя вот тут и вот тут хорошо! Здесь и здесь ты делаешь правильно! У тебя есть такие и такие очень серьезные достижения! Молодец, замечательно!
А вот здесь и вот здесь тебе еще нужно то-то и то-то доработать. Давай посмотрим, как это можно сделать и какими методами лучше всего достичь..."
Заметьте, не "ЗДЕСЬ У ТЕБЯ ПЛОХО", а "тебе вот здесь нужно ДОРАБОТАТЬ", "здесь нужно ДОДЕЛАТЬ", "вот здесь можно УЛУЧШИТЬ! И тогда у тебя все будет вообще просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!"
Разницу в том, как это по-разному действует чувствуете?!
Но на сегодняшний день, уж поверьте мне, очень часто, везде и всюду - жесткая критика, причем ярко негативная, чрезвычайно деструктивная, разрушающая и создающая очень серьезные проблемы у того, кого так критикуют. А ведь критикуют вроде бы для того, чтобы сделать ему лучше и помочь. А на деле - совершенно обратный эффект!
И причины здесь следующие:
1. В незнании законов, по которым работает человеческая психика;
2. В непомерно раздутой самости критикущего + в желании набить себе перед критикуемым цену (уж я такой-растакой профессионал, что вы, что вы!..);
3. Отсутствие выдержки и терпения (а ведь, как известно и "Москва не сразу строилась"!), деликатности и такта (ну а об уровне современного воспитания вообще лучше не говорить!).
Больше причин нет.
Не думайте, что если у нас здесь с вами такая доверительная, тактичная и доброжелательная атмосфера, то она такая же везде в музыке. Нет это и близко не так. Не стоит думать, что в музыке для всех просто "мёдом намазано".
В музыке хорошо тогда, когда ты любитель. А когда становишься профессионалом, то сталкиваешься с очень жестким и жестоким миром жуткой конкуренции, зависти и злости, где любая ошибка стоит иногда целой жизни - разрушенной жизни. Там - в мире профессиональной музыки, все в точности так же, как в спорте: огромная черная зависть, жесточайшая конкуренция и безжалостные законы (повредил, к примеру, палец и "кирдык" - профнепригодность со всеми вытекающими последствиями. А куда может пойти еще музыкант и что он будет делать, что он умеет, если всю свою жизнь он потратил на свой инструмент?)
Это здесь мы вместе создали наш особый уникальный небольшой, но прекрасный мир, некий оазис, а еще точнее своеобразный инкубатор для того чтобы у вас постепенно вырастали прекрасные крылья и вы "могли летать". Но не стоит заблуждаться по-поводу того, что их вам кто-то, осознанно или в силу непонимания и заблуждений, где-то в реальном и жестоком мире не подрежет. И часто это могут великолепно устроить именно "профессионалы"!
Помните этот момент и будьте крайне осторожны. Будьте в этом вопросе не восторженными наивными лириками, а приземленными, осторожными и мудрыми циниками.
Кстати, чтобы не быть голословным, хочу спросить вас, чтобы вы могли убедиться, что такие вот вещи происходят не только в музыке, а повсеместно и независимо от рода деятельности:
Понаблюдайте, как ведет себя ваш начальник у вас на работе, когда критикует вас? А?!!
Так вот, когда вас деструктивно критикует ваш начальник на работе - да это обидно, ну еще делать ничего не охота, если не считать, что постепенно начинаешь этого самого начальника тихо ненавидеть. Все, больше по большому счету больше ничего. Ушел с работы и вам "все фиолетово". Ну или почти фиолетово.
Так вот отличие такой ситуации от сферы искусства заключается в том, что в искусстве действие такой деструктивной критики ПРОСТО КАТАСТРОФИЧНО, поверьте мне!
Еще момент для размышления:
Пример с Джейми Андреас!
Смотрите, как в этих учебниках все вкусно и привлекательно подано: уж сколько гитаристов она/он
спасла от зажимом и какую пользу миру принесла её/его методика!
А вы проверяли? И где все эти её ученики, которым эта методика помогла? И кто слышал, как они играют после всего этого?
Если так же как сама Джейми, то извините меня - там зажимов хоть отбавляй!
И если бы я не высказал вовремя свое мнение, несмотря на то, что на Форуме разразилась очередная "буря" и мы потеряли нескольких соратников, что было бы с остальными, кто поверил бы этой Джейми и начал претворять в жизнь её "принципы" в своих занятиях?!
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть:
1. Будьте очень осторожны с критикой. Потому что сейчас в музыкальной педагогике пышным цветом процветает деструктивная критика. А вот настоящий конструктивный разбор и профессионально правильные предложения, построенные на психологически грамотном системном подходе "днем с огнем" поискать нужно!
2. Будьте крайне осторожны с многими и многими "профессионалами". Фильтруйте то, что вам говорят и на много раз перепроверяйте. Ни в коем случае не верьте безоглядно. Иначе вас зажмут и не поморщатся, вместо того чтобы упростить вам задачи, усложнят их неимоверно, нагородят такой огород проблем, что разгребать их вам придется долгие-долгие годы, вместо того чтобы поддержать вас и вдохновить, окунут в такое болото скрытого негатива под прикрытием красивых фраз, что жить не захочется, не то, что искусством заниматься.
3. И наконец, очень бережно относитесь к своему собственному психологическому, душевному миру. Не позволяйте никому его разрушать. Не позволяйте вторгаться в свою душу что называется "с грязными ногами". Сейчас, в силу очень разных причин, профессиональная музыкальная среда находится в сложнейшем системном кризисе и к сожалению там осталась работать масса тех, кого по большому счету на пушечный выстрел к педагогике подпускать нельзя (хотя выдающихся Учителей во все времена были единицы).
И в качестве примера я могу привести некоторых из тех наших студентов (не буду уточнять кто конкретно, кто в теме - те знают), которые после учебы в Академии поступили и закончили профессиональные музыкальные учебные заведения. Так вот, когда они учились у нас, они находились в особой среде, о которой я уже написал выше. И это, конечно же, не может не нравится. И, видимо, решив, что в профессиональной музыке так и есть повсеместно, что такой подход отличает всех без исключения музыкантов, а еще то, что Академия... ну скажем так, не совсем замечательно учит, что она некий начальный уровень, этакий ликбез в смысле музыки (на Форуме же не раз это звучало) и наверное в профессиональных учебных заведениях учат как-то иначе, по большому счету, по-серьезному, по-настоящему, качественно и профессионально, они решили попробовать двигаться в этом направлении. Хорошо еще то, что я смог с ними приватно поговорить на эту тему и мне удалось рассказать о том, ЧТО их ждет на этом пути, предупредить о будущих проблемах и упредить ряд ошибок и заблуждений.
И что получилось в итоге?
После окончания учебы там они мне признавались что ВСЕ ТО, о чем я предупреждал тогда в приватном разговоре, все ИСПОЛНИЛОСЬ до последней мелочи. И это несмотря на то, что их педагогами были лауреаты международных конкурсов и концертирующие гитаристы! В итоге получилось, что весь перечень приобретенных проблем о которых я говорил тогда был, что называется, налицо и в полном объеме. Более того, они пришли к выводу, что решение учиться там было роковой ошибкой и все годы учебы практически оказались напрасно потраченным временем и что теперь, чтобы продолжать заниматься творчеством и музыкой нужно как-то освободиться от того психологического негатива, технических проблем и физиологических зажимов которые были получены в результате плотного общения с "профессионалами" и безоглядной веры в них...
Так вот, я хочу еще раз подчеркнуть, что участие в профессиональных исполнительских гитарных конкурсах как раз может этим самым и закончится - получением больших психологических проблем. А если еще и попадется "профессионал" с непроверенными, "с душком" методиками и взглядами и насоветует вам того-то и того-то, что у вас по его мнению не хватает, то может закончится ко всему прочему еще и проблемами технико-физиологического плана (как у Джейми Андреас)...
М-да...
Вот такая достаточно жесткая статья с размышлениями на затронутую тему получилась...
Извините, если что... Но я очень не хотел бы, чтобы вам навредили. И я просто постарался предупредить, ведь предупрежден - значит, защищен.
К сожалению, я столько раз наступал на эти "грабли" за годы своей учебы. А потом столько сил и времени пришлось потратить, чтобы освободиться от проблем, которые мне (и не только мне, а всем нам - музыкантам) насадили эти самые "профессионалы", которые так любят надувать щеки и так щедры на ту самую деструктивную критику...