Blackbird писал(а):
Что это может дать нам, студентам НАГ? А вот что. В лекциях первого курса написано, что главная борьба в музыке ведётся за качество звука. Но в свете теории Асафьева оказывается, что и качество звука оказывается вторичным по отношению к самому главному в музыке - интонации. Так ли это? Или я неправ?
Мне кажется, что Вы пытаетесь "распределить по местам" вещи, которые так распределять просто не стоит!
Ведь сам Асафьев говорит: "В музыке ничего не существует вне слухового опыта..."
Вот давайте к нему и будем апеллировать. Оставим глубокие философские рассуждения - при желании обосновать можно что угодно. Обратимся к обычному житейскому опыту.
Представьте, что некто говорит Вам фразу: глубокую по содержанию, четко выстроенную, с правильными интонациями, но каркающим, скрипучим голосом.
А теперь представьте, что все то же, с той же интонацией, Вам говорит человек, у которого бархатистый, мягкий, располагающий, задушевный голос.
Будет ли различаться Ваше впечатление?
Смысл Вы, несомненно, поймете в обоих случаях, но вот получите ли Вы одинаковое удовольствие от разговора с этими людьми?
И еще один эксперимент:
Попробуйте оценить, чей рассказ Вы будете слушать с большим удовольствием:
- человека с приятным, располагающим голосом, но допускающем некоторую смазанность интонаций, или
- человека с неприятным, грубым, раздражающим голосом, который четко соблюдает правильные интонации?
Легко ли Вам оценить, что тут важнее?
Обратите внимание: В. Высоцкий великолепно владел интонацией и обладал мощнейшей эмоциональной энергетикой, но далеко не все любят его творчество. А ведь голос у В. Высоцкого, хотя и хриплый, но не противный!!!
Асафьев рассуждает О МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ которую задает, в первую очередь, КОМПОЗИТОР!!!
Исполнитель, конечно, может испортить его замысел, если у него не хватает техники, не развитый вкус или тот же отвратительный звук.
Но может и улучшить, если имеет в достатке ВСЕ перечисленное. Но именно все, т.к. отсутствие любого из компонентов обеднит общую картину художественного полотна...