Вальтер, это очень хорошо, что Вы стараетесь разнообразить звучание за счет очень тонких механизмов игры! И на самом деле, мы это слышим, Вы не играете бесконечное количество мертвых звуков. Изменения есть, но...
Это слышим мы - привыкшие это замечать. Простые слушатели это вряд ли заметят, увы...
И даже не потому, что не приучены слышать, а просто потому, что до них эти тонкости не долетают! Ведь Вы слышите инструмент совсем рядом, а они - гораздо дальше. Пространство "съедает" тонкие нюансы звука! Чем дальше от исполнителя находится слушатель, тем меньше нюансов будет до него долетать, тем меньше их он будет слышать.
Поэтому то, что Вам кажется слишком нарочитым, до слушателя будет нормальным и уместным. Поэтому же яркие смены тембра очень важны для гитариста.
Да, на фортепиано невозможно поменять тембр, по крайне мере сильно. Но это особенность инструмента, с которой приходится мириться. И я не думаю, что Шопен не стал бы использовать возможность смягчить или сделать тембрально разнообразным звучание рояля. Впрочем, как раз смягчение на рояле делается при помощи левой педали, и хорошие пианисты этим активно пользуются. И потому же такой популярностью пользуется орган - масса тембров, позволяющих создавать яркий художественный образ музыки.
Гитара ведь не просто так трактуется, как инструмент многотембровый. И таких инструментов много: орган, клавесин, баян, тот же оркестр с его огромным многообразием тембров.
Музыка требует разнообразия! Самого разного разнообразия: темпового, тонального, динамического, артикуляционного, и конечно же, тембрового. Мы ведь не играем всю музыку в одной и той же тональности, например, только в до-мажоре. Мы пользуемся разными тональностями! Мы пользуемся разными темпами, разной динамикой, разной артикуляцией и пр.
Изменение тембра, тембровое разнообразие - это очень важный художественно-выразительный прием работы с музыкой.
И речь, конечно, не идет о том, что нужно чисто механически менять позиции правой руки по одной и той же схеме: играть одну часть - средним тембром, другую - арфообразно, третью - клавесинно... Действительно, если делать это механически, то и результат будет звучать шаблонно, мертво, не интересно.
На самом деле, смена тембра дает нам совершенно неограниченные возможности! Даже если использовать резко и контрастно - на каждую часть свой тембр - и то у нас есть масса вариантов: начать с мягкого тембра или жесткого, перенести в жесткий или средний, вернуться в изначальный или перейти в третий... А ведь есть еще и промежуточные положения руки: между средним и мягким, уйти прямо на гриф - сделать звучание максимально арфообразным... И вариантов оказывается гораздо больше. А если при этом еще и изменить положение пальцев к струне, как, совершенно правильно, делаете Вы, то выразительные возможности становятся просто безграничными!
Ведь нам ни кто не запрещает уйти в более мягкий или более жесткий тембр только на одну фразу или часть её, или даже на одну ноту! А можно в течение какого-то времени перемещать руку по грифу из одного положения в другое, что будет менять тембр постепенно. Или играть на контрастном противопоставлении различных голосов, например, мелодию играть теплым, мягким и певучим тембром, а аккомпанирующие ей аккорды извлекать резким клавесинным тембром.
И получается, что растембровка - это использование бесконечного множества художественных возможностей! И всё это будет слышно не только нам, но и нашим слушателям.
Применение растембровки - очень сложная вещь именно потому, что применять её нужно к месту, исходя из творческого замысла исполнителя. Она нужна для создания художественного образа произведения, а не сама по себе. Работа с тембрами - это очень индивидуальное вИдение (точнее, слышание) каждого музыканта. Всё это относится к исполнительной концепции - трактовке. Общей стандартной схемы здесь не существует и быть не может. Один музыкант услышит музыку такими тембрами, другой - другими. Но что совершенно точно, растембровка должна быть органично связана с художественными образами произведения.
Лично мне это видится так.
