Blackbird писал(а):
Разбил каждую пьесу на части (интонационные звенья) - как умел, конечно. Например, "Зелёные рукава" имеют 13 частей. В один день играю с конца, повторяя по 3 или 5 раз, части 13, 11, 9, 7, 5, 3, 1. В другой день - части - 12, 10, 8, 6, 4, 2. Иногда пробую соединять кусочки или играть всю пьесу целиком. И знаете - ведь получается! Выходит то, что никак не складывалось год!
И ещё (как это интересно) - когда работаешь над определённым фрагментом, то начинаешь рассматривать его будто через увеличительное стекло. И внезапно замечаешь, что здесь или другая нота, или не та аппликатура, как ты привык играть. Такое ощущение не возникает, если играешь всю пьесу целиком от начала до конца. В общем, происходят удивительные вещи!
Может быть, я открываю Америку, и всё это давно известно. Но лекции трех семестров я читал внимательно и чтобы где-то шла речь о такой методике - такого не помню".
Хотел, Юрий, ответить Вам в Вашем блоге, но подумал и решил, что уж коли Вы перенесли этот пост сюда, то здесь и поговорить об этой проблеме.
Странно, мне казалось, что я постоянно оговариваю, что нужно работать над пьесой кусочками (по тактам, двутактам, предложениям, частям, отдельно отрабатывая сложные места). Может быть, это не слишком четко прозвучало. Ну что же, учту...
Теперь относительно перетасовки, варьирования последовательности проигрывания частей.
Я против работы в тех последовательностях, которые Вы приводите, и вот почему.
Когда Вы работаете над частями в произвольном порядке, Вы вносите путаницу в "дорожки памяти", формирующиеся в Вашем мозгу.
Чтобы это стало более понятным, поясню на таком примере:
Вы замечали такой эффект? Когда Вы много раз слушаете от начала до конца MР3 диск с песнями, то настолько привыкаете к их последовательности, что когда заканчивается одна вещь, Вы уже точно представляете, что зазвучит вслед за этим?
Но если Вы слушаете диск, включая треки вразброс, то такого эффекта не происходит.
Этот же эффект начинает работать и при игре пьесы перед слушателями: если Вы отрабатывали части одна за другой, так, как они расположены в пьесе, то Ваш мозг будет точно представлять и подсказывать Вам, какая часть должна зазвучать дальше. Но если Вы все время переставляли части местами, на концерте, в стрессовой ситуации, память может Вам подсунуть не то, что нужно...