Ramil писал(а):
Может быть у кого-то из форумчан есть знакомые музыкальные мастера, которые внесут ясность в наши вопросы. Хотелось бы услышать авторитетное мнение.
Однажды я общался с гитарным мастером Владимиром Дружининым, интересовался его работами. И решил задать вопрос по наборной деке ему.
Вот наша переписка:
Здравствуйте, Владимир! Простите, что отвлекаю Вас от работы. У нас с коллегами-студентами-гитаристами зашёл спор о допустимости изготовления половинок дек классических гитар не из цельной доски, а из склеенных брусков, содержащих самые тонкие наружные слои дерева. Одни коллеги считают, что такая склееная дека - признак экономии производителя на материале и ничего хорошего в этом нет. Другие - что выбор такого материала обусловлен какими-то акустическими целями. Спор этот вызвала гитара Almansa 461 с декой из красного кедра. Насколько я сумел рассмотреть, ширина пластинок примерно 28-53 мм. В интернете я никакой информации не нашёл. Что Вы, как мастер, думаете о таких деках?
__________
Дмитрий, при выборе материала верхней деки ключевыми являются следующие характеристики:
— Радиальность материала (годовые слои перпендикулярны плоскости распила). Отклонение от радиала приводит к резкому падению упругости.
— Отсутствие косослоя (волокна древесины расположены параллельно плоскости распила и не перерезаны ею). Наличие косослоя приводит к еще более резкому снижению упругости, чем отклонение от радиала.
— Равномерность, прямослойность и оптимальное соотношение ширины летних/зимних слоев. Отбраковывается слишком тонкослойный (широкослойный) материал, материал с излишне выраженными (невыраженными) зимними слоями, либо существенно неравномерный по этим параметрам.
— Подразумевается, что материал перед распиловкой на пластины прошел несколько этапов сушки.
Заготовщики и поставщики дерева классифицируют свою продукцию по степени совершенства перечисленных показателей (во всяком случае, пытаются). Существуют классы A, AA, AAA, Special, Master и т.д.
Далее я позволю себе небольшое отступление. Все, кто имеет дело со струнами, знают о флажолетах (гармониках). Зададимся вопросом, отчего они существуют, какова природа этого явления? И даже так: какие свойства струны обуславливают их наличие? Ответ на этот вопрос удивительно прост. Наличие центральной симметрии, полное равноправие и одинаковость всех ее точек (продольная равномерность сечения, массы и упругости) позволяют струне вибрировать модами, определяемыми этой симметрией, то есть совершать колебания целыми числами полуволн. Свойства симметрии так или иначе являются важнейшим звукообразующим качеством практически всех музыкальных инструментов. Ударных, духовых, струнных.
Вернемся к нашей деке. Помимо перечисленных выше технических характеристик, для нас важны акустические, а именно — симметрия деки относительно осевой линии инструмента, и максимальная равномерность ее массы и упругости.
Традиционно оптимальным является выбор так называемой "книжной" развертки. Вдоль скола выпиливаются две пластины, после чего они раскрываются, как книга и сфуговываются. Таким образом, при должном качестве древесины, удовлетворяем всем критериям.
Что же делать, если нет хорошего материала? Например, есть несколько заготовок дек, радиальных только на небольшом участке ширины? В данном случае, предпочтительнее будет вырезать радиальные полосы и сфуговать их, подобрав по ширине слоев и стараясь по возможности обеспечить симметрию, используя полосы одного комплекта симметрично оси деки. Таким образом поступал, например, Антонио де Торрес, когда в его распоряжении не было качественного дерева. Радиальность в таком случае предпочтительнее полной симметрии.
Возвращаясь к вашему конкретному вопросу, могу сказать, что современное фабричное производство (в основном) не придает всему вышеизложенному практически никакого значения. Широко используется и косослойный и не радиальный материал в книжной развертке. На картинке я не рассмотрел пластин, о которых вы пишете. Фуги можно обнаружить по прерыванию темных волокон, а этого не видно. Едва ли фабрика будет заниматься набором дек из пластин. Кедр — достаточно дешев, а такая перефуговка нетехнологична, требует большего времени и внимания, поэтому вряд ли позволит сэкономить. Тем не менее, использование таких наборных дек в ряде случаев оправдано.
__________
Конец цитаты.
Да, по приложенному мною фото стыки пластин видны плохо. Предполагаю, что они находятся на отсчетах линейки 0 мм, 53 мм и 83 мм - это осевая линия деки. А если предположить, что дека цельная - то наружным тонким слоям этого кедра лет 300
Рекомендую, кстати, посмотреть, как Владимир реставрирует виолончель - это просто поэма в фотографиях!
http://vk.com/album3503576_139009242А это - его сайт.
http://www.vd-guitars.com/ru/home.html