Это мой небольшой опыт, которым я с радостью поделюсь. Для себя я придумал упражнения для развития чисто техники, т.е. которые не содержат в себе никакой музыки, но очень хорошо развивают силу, выносливость, скорость, точность, независимость пальцев, т.е. всё что касается техники. Наверняка, может, и до меня вы их уже давно знаете, но для тех кто не знает, поделюсь.
Я разделил развитие техники на 3 компонента: 1) развитие левой руки, 2) развитие правой руки, 3) синхронизация обеих рук (довольно условное, конечно, деление).
Начну с развития левой руки. Для левой руки лучше всего подходят упражнения на развитие приёма легато (hammer on и pull off). Они хорошо развивают силу и выносливость. Поэтому я люблю делать такое упражнение: ставите указательный палец на 5-й лад 1-й струны и делаете трель (чередование пулов и хаммеров) средним на 6-й лад(хаммер на 6 и пул на 5-й сдергивание на указательный), потом оставляете средний на 6-м ладу и указательный продолжает стоять на 5-м, и делаете трель безымянным на 7-м ладу, потом оставляете его на 7-м ладу, и делаете трель мизинцем на 8-м ладу. Вот такое вот несложное упражнение. Главное, нужно следить что бы всё ноты звучали, и не торопиться. А ещё нужно играть его под метроном и следить что бы ритм был ровный (у меня, к примеру, поначалу были проблемы с ритмом, т.к. хаммеры получаются быстрее чем пулы-они меньше нагружают руку, поэтому я снизил темп-главное ровный ритм). Ещё можно не оставлять каждый последующий палец на ладу, а всё время делать срыв на указательный. Можно так же попробовать различные комбинации: указательный и средний пальцы, средний и мизинец и т.д. Но самые трудные комбинации-это средний и безымянный, и безымянный и мизинец-советую как следует отрабатывать эти комбинации. Трудные они потому что безымянный и мизимнец слабее и менее подвижны. Поэтому их следует отрабатывать особенно тщательно. Вообще, рекомендую налегать на эти два пальца больше чем на другие во всех упражнениях. Ну и конечто же эти упражнения надо играть на всех струнах, а не только на первой.
Следующее упражнение-это всем известное 1-2-3-4, только я его переделал для развития левой руки так: играть его надо легатно, причём когда играете 1-2-3-4 делаете хаммеры так чтобы при опускании на струну следующего пальца, предыдущий поднимался-это развивает независимость пальцев, а когда играете 5-4-3-2, делаете пулы. Медиатором вообще не играете-всё упражнение легатное. Главное следить что б все ноты звучали и опять же ритм.
Для развития независимости так же советую пробовать различные комбинации: 1-3-2-4, или 2-3-1-4, или 1-4-2-3 и т.д. Играть его надо до 12 лада и обратно на всех струнах. Кстати для развития точности можно пробовать делать комбинации со струнами, например, перепрыгивая одну струну, потом возвращаясь к перепрыгнутой...
Меня всегда беспокоила зависимость 3 и 4 пальцев, особенно зависимость безымянного от остальных. И я всё время стремлюсь от неё избавиться. И вот я придумал просто МОНСТРООБРАЗНОЕ упражнение. Не знаю как оно вам, но для себя я попал в точку-это то что мне было нужно. Опишу его: поставьте пальцы на гриф в "позицию паука", т.е. на первую струну 2 и 4 палец на 6 и 8 лады соответственно, а 1 и 3(безымянный-его то мы и буде мучать) на 2-ю струну на 5 и 7 лады соответственно. Теперь делаем трель безымянным пальцем оставляя все остальные пальцы в "позиции паука" не отрывая их от грифа! Дальше, перемещаем позицию на струну выше на 2-ю и 3-ю и делаем то же, и так до шестой струны. Когда начнёт хорошо получаться, усложним его: оставляем 2 и 4 пальцы на первой струне, а 1 и 3 поднимаем всё выше к 6-й струне и пытаемся сделать трель. Ну и наконец самое убийственное (не советую это делать, пока не сделаете предыдущее)-это поменять местами пальцы, т.е. поставить на 6-ю струну 2 и 4 пальцы, а на 5-ю 1 и 3. Попробуйте теперь сделать трель безымянным пальцем! Только так что бы 2 и 4 пальцы стояли на грифе неподвижно и что бы трель звучала. Если получится, попробуйте теперь 2 и 4 пальцы оставить на 6 струне, а 1 и 3 делать трель на 4, 3, 2 и 1 струнах. Если у вас получится сделать трель на 1й струне-вы просто монстр!
Дальше предлагаю сыграть Хэмметовстие упражнения на легато: 1)хаммеры на 1-3-5 ладах 1,2 и 4 пальцами на всех струнах и сдвигаясь на одну позицию вверх так до 12-го лада и обратно. 2) пулы 4,3,2,1 пальцами на 8,7,6,5 ладу потом хаммер мизинцем на 8й лад и снова 7,6,5, затем сдвигаемся вниз на одну позицию на лады 7,6,5,4 и то же самое. Так до первого лада, потом обратно вернуться к восьмому. Ну и на всех струнах его надо делать конечно же. 3) наконец-то любимое упражнение на растяжку пальцев от Хэммета: указательный ставим на 5-й лад и делаем трель средним на 6,7,8 ладах, затем безымянным на 9 и 10 ладах, и мизинцем на 11 и 12 ладах. Потом возвращаемся в обратном порядке к 5-му ладу. И так на всех струнах. Это упражнение советуется делать хорошо размяв руку, но я думаю если вы сделаете предыдущие упражнения, то ваша рука уже будет достаточно размята.
Все эти упражнения надо делать под метроном ритмически ровно и следить чтобы все ноты были одинаковой громкости и не было динамических провалов. Если они появляются, значит нужно снизить темп и приложить чуть больше усилия и проверить правильность исполнения приёма. Главное не спешить!
Ещё я у себя обнаружил плохую растяжку между средним и безымянным пальцами. Так как во многих упражнениях на растяжку, она развивается больше между 1 и 2 пальцами, ещё аккорды с барре способствуют этому. Так вот упражнение на развитие растяжки между 2 и 3м пальцами: ставите указательный и средний на 5 и 6 лады соответственно а безымянным делаете трель на 8 ладу не поднимая 1и 2 пальцев с грифа. Следите чтобы кисть при этом не разворачивалась в скрипичную постановку, а в идеале она должна сохранять классическую постановку левой руки. И большой палец должен быть соответственно не над грифом, а позади него и упираться в него.
Если все эти упражнения отрабатывать каждый день, а времени они занимают совсем немного, то вы очень быстро почувствуете как сила в вашей левой руке (в пальцах) прибывает, а выносливости хватит что б сыграть следующие упражнения.
Вы видели как Хендрикс и его последователи-Сатриани и Вай порой берут, обхватывают правой рукой гриф, глуша струны, а левой играют целые соляки без участия медиатора? Мне этот приём так нравится. Так вот после того как ваша левая рука станет сильной и выносливой (поймёте вы это когда услышите что все ноты звучат громко при игре легато и без помощи медиатора), делайте каждый день такое упражнение: хватайтесь правой рукой за гриф, заглушая струны, а левой играйте гаммы в позициях. И ещё можно боксы пентатоники по две ноты на струне, каждый раз затреливая их, т.е 8-5-8-5-8-5-8-5 на первой струне, потом на второй, 7-5-7-5-7-5-7-5 на третьей, 4-й, 5-й и опять 8-5-8-5-8-5-8-5 на шестой и т.д.
Когда я научился таки играть такой легатной техникой, я испытал такое удивительное чувство: левая рука лёгкая как пушинка летает себе по грифу, получаются довольно красивые соляки без каких либо усилий, не то что с переменным штрихом-на первоначальном этапе ждут одни только досадные разочарования.
Всё это имхо, и я просто хотел поделиться информацией. Про 2-й и 3-й компоненты развития техники чуть позже поделюсь своими соображениями.
|