Zakharo писал(а):
А я где-то на картинках видел лютни, у которых лады (собственно, порожки) были не врезаны в гриф, а делались в виде петель из жил, и, соответственно, могли двигаться по грифу. (Уж не в наших лекциях ли?) Таким образом, строй инструмента не был жестко темперированным, а требовал особой настройки.
Да, было такое. На лютнях лады делались в виде петелек и не врезались жестко как сейчас. Исключение - те, что на грифе. Но! Здесь есть один момент. На лютнях, которые делают современные мастера, довольно часто можно встретить жестко врезанные лады. И грызут страшные сомнения, что Илларионов играл на инструменте 15-16 в.в
Это, скажем так, особенность современных мастеров. Конечно, в том понятии темперации, к кторому мы привыкли со времен Баха, лютни - не темперированный, в чистом виде, инструмент.
Но темперация таки была. Кстати - это головная боль по переложению лютневой музыки на гитару. Еще понять надо, а, собственно, для какого вида лютни мы таблатуру имеем. Ибо что было написано, скажем для 7-ми хорной лютни ренессанса ну ни разу невозможно будет сыграть на виуэлле, хотя инструменты и родственные. Или, тоже самое, для виуэллы и барочной гитары.