Давно обещали написать наше мнение по методике ДА. Время идет, а мы не успеваем - закопались в лекцию... Решили написать как получится, как есть...
Анализировать все постранично и дословно, как предлагал Юрьевич, нет ни сил, ни возможности. Да это и не нужно! Автор действительно не понимает фундаментальных принципов того, на что пытается опираться. И здесь мы совершенно согласны с Дмитрием Сафоновым. И мы покажем это на некоторых примерах.
Автор принципиально не понимает ни физиологию, ни, тем более, йогу!
Один из величайших пианистов, Йозеф Гофман, с горечью констатировал: "Американцы падки до всяких новомодных систем, где присутствует крупица истины на тонны пустой породы!"
Давайте начнем с того, что сама о себе говорит ДА: "Наиболее удручающие воспоминания связаны с хорошо известным преподавателем из Нью-Йорка(выделено нами). После непродолжительного периода тренировок в среднем по 4 - 6 часов в день, его реакцией на мои проблемы с исполнением было авторитетное: «ТРЕНИРУЙСЯ!». Хорошо, черт возьми, я тренировалась! Эта книга - результат моего ощущения безысходности, вызванного проблемами, с которыми я столкнулась при обучении игре на гитаре, а также поиска решений этих проблем. Найденные решения я назвала «Гитара. Путь Мастерства». Когда я сама начала преподавать, я делала это в той же манере, что учили и меня, и первым что я заметила, было поражающее отсутствие результатов у моих учеников(выделено нами)." О чем это говорит нам? Да о том, что человек изначально принципиально не был научен правильно! (Это, кстати, к вопросу о некоторых "хорошо известных преподавателях", которые встречаются среди музыкантов.)
А ведь если обучение ведется правильно, то:
1. Такие глобальные проблемы не возникают. 2. Ученик очень быстро прогрессирует.
Давайте посмотрим на то, что происходило с учениками Вячеслава Вениаминовича. Например, Альфредом Генгером. Он пришел в класс гитары Вячеслава в 6 лет. Но уже через год (Это, вообще-то, мега-короткий срок!!!) Фред стал лауреатом сразу нескольких конкурсов, причем далеко не местных, а, например, Урало-Сибирского в г. Новосибирске. И дальше ни на одном конкурсе он ниже Второй премии не опускался! Кстати, о том конкурсе в Новосибирске, куда Генгер ездил без Вячеслава Вениаминовича, отец Альфреда рассказывал так: "Когда Фред на предварительном прослушивании вышел на сцену и сыграл свою конкурсную программу, педагоги многих участников заявили: "Все, можно ехать по домам! Бороться тут бесполезно!" И действительно, почти треть конкурсантов отказались участвовать в конкурсе и просто уехали."
То же самое происходило и с другими учениками Вячеслава Вениаминовича, например, Федором Темниковым и Марией Прасоловой. Да Вы на себя посмотрите: на свои успехи!
А теперь посмотрим, что у ДА: Человек выходит от своего преподавателя с массой проблем и зажимов (психологических и физиологических), начинает сама преподавать в таком же русле и сталкивается просто с тотальным отсутствием прогресса у ее учеников. Естественно, она начинает искать выход из создавшейся ситуации (иначе, если она работает в учебном заведении, ее просто объявят проф непригодной).
А поскольку базовых знаний недостаточно, то и выходы ищутся по-дилетантски.
А вот что по этому поводу говорит Вячеслав Вениаминович:
1. Если правильно организована технология (положение инструмента и корпуса исполнителя, постановка и работа рук, туше...), то проблемы и зажимы не возникают! 2. Если при занятиях культивируется доброжелательная атмосфера и позитивный настрой (так, как это было в классах всех выдающихся педагогов, например, Генриха Густавовича Нейгауза), зажимы (и психологические, и физиологические) не возникают! 3. Если при занятиях периодически сбрасывать динамику игры на пианиссимо, то зажимы, если и возникли в процессе занятий, то убираются этим методом очень легко (именно поэтому Метнер и советовал своим ученикам периодически играть на pianissimo и leggiero).
И нечего тут было огород городить в четырех томах!!! Автор же, будучи изначально научена неправильно, и не понимая, в чем на самом деле состоят её проблемы, борется с "ветряными мельницами". Не имея базовых знаний по методикам преподавания, она изобретает велосипед (причем неуклюжий, тяжелый и вообще нежизнеспособный), вместо того, чтобы обратиться к простым и эффективным методикам, уже давным-давно известным музыкантам!
Ей бы серьезно УЧИТЬСЯ самой, а не распространять свои дилетантские измышления, о которых мы поговорим чуть ниже...
|