...Знаете, когда я учился в консерватории, мы жили в одной комнате в общежитии вместе с баянистом. Звали его Саша. Так вот он имел обыкновение вычленять в музыке её гармоническую основу. То есть старался услышать (или увидеть, определить - если играл музыку по нотному тексту) аккорды из которых эта музыка состояла. И не важно, слушал ли он попсовые песни или любую другую музыку, разбирал ли что-то из баянного репертуара, который давал ему в работу его преподаватель или разучивал что-то там другое (он еще подрабатывал тогда концертмейстером-баянистом танцевального ансамбля в одном из ДК).
Это кстати, далеко не всегда просто сделать - есть такая музыка, в которой все так заморочено, что и не сразу догадаешься какие аккорды лежат в основе какого-то её отрывка.
Так вот, я просто поражался его умению именно на слух, буквально "навскидку" простраивать гармоническую последовательность (т.е. аккордовую цепочку) на основе которой строилась та или иная музыка.
Но знаете, я бы не сказал, чтобы ему это как-то сильно помогало. В смысле помогало как-то легче или быстрее заучивать, а также сохранять в памяти (в том числе и в мышечной) свой репертуар. Вряд ли...
На самом деле способность сохранять выученное и отработанное, а также восстановление давно не игранного, включает в себя о-о-очень разные виды памяти, слуховые навыки, визуальные, моторно-тактильные и образные представления. Тут не одна только способность видеть/слышать и помнить аккорды, которые составляют "костяк" произведения, играет основную роль.
Но уж если хочется научиться видеть/понимать какие гармонические закономерности заложены в данной музыке (и не только гармонические, но и фактурные (то есть какими приемами фактурного изложения все это обыгрывается), и конструктивные элементы произведения (т.е. его форма - предложения, периоды, части и то, как они между собой согласованы), нужно просто начать конкретно обращать на это свое внимание при работе с пьесой!
Возьмите и начните анализировать каждое разучиваемое вами произведение с точки зрения элементов теории, которые вы знаете и изучили. Сделайте из своих занятий, так сказать, домашнюю "научную лабораторию" по изучению того, как теоретически устроено произведение.
Постарайтесь проанализировать гармонический план этой музыки. И даже если вы на первых порах будете допускать какие-то ошибки в анализе, все равно, со временем вы "набьете руку" и будете делать это все более легко и точно.
Затем постарайтесь понять, из каких логических построений (мотивов, фраз, предложений, периодов, частей) состоит пьеса. Постарайтесь легко и четко увидеть их в тексте. Это тоже очень поможет вам лучше представлять во время исполнения произведения, где вы находитесь, что уже сыграли, а что еще предстоит вам играть впереди.
То же самое можно проделать и с мелодикой. Проанализируйте, из каких пассажей состоит мелодия, какие поступенные движения в ней есть (вверх или вниз и на сколько ступеней), какие скачки в ней встречаются и на сколько ступеней идет каждый скачок, в каком направлении (вниз или вверх), как графически строится мелодическая линия музыки. Это тоже поможет лучше представлять рисунок мелодического движения и соответственно увереннее играть пьесу, хорошо представляя мелодическую конструкцию музыки.
В наших Лекциях есть упражения на ритм. А вы пробовали ритмически простучать пьесы, которые играете?! Попробуйте! На память или глядя в нотный текст.
А пробовали попытаться пропеть то, что играете? Попробуйте!
Умение спеть музыку, которую играете, способность точно простучать её ритм, умение, в любом месте остановиться и затем начать играть с этого места (или с любого другого) пьесу дальше - все это ОЧЕНЬ облегчает исполнение, делает его ГОРАЗДО более уверенным, ярким и убедительным. Ведь то, насколько убедителен художник в своем искусстве зависит от того, насколько он уверен в том, что играет, как играет, о чем говорит своей музыкой, насколько он глубоко представляет как она устроена и из чего состоит.
А пробовали на память записать нотами пьесы, которые вы играете?!! Попробуйте! И не просто попробуйте, а начните целенаправленно практиковаться в этом умении на память записывать играемую вами, выученную музыку.
P.S. Конечно это не заменяет нормальной постоянной, каждодневной работы над техникой! Уверенность игры, надежность, способность навсегда закладывать в свою память произведения и техническое совершенство исполнения - это разные вещи, которые работаю отдельно друг от другка, но обязательно вкупе, синерчично. И одно без другого, для рождения совершенного исполнения произведения, просто невозможно.
Можно бегло носиться по грифу, виртуозно играя гаммы, арпеджио, скачки или какие-то технические приемы игры и при этом не быть способным нормально и качественно, от начала до конца, сыграть ни одной пьесы. Потому что музыкант не владеет принципами правильной работы с произведением.
Точно также можно без запинки смочь сыграть очень большую программу, но все это будет сыграно технически несовершенно, медленно, нудно, серо и невыразительно. И это будет следствием того, что у музыканта просто не хватает для этих произведений нужного уровня техники и тщательной, скрупулезной работы над ней. Просто пьесы ему играть было интересно, а над техникой работать было неинтересно.
И кстати, я встречал много таких лентяев, которые уверяли, что гаммы им играть скучно, да и вообще над техникой работать неинтересно, что её можно отрабатывать, например, на пьесах (ведь и там есть пассажи, арпеджио, скачки и всякие приемы игры, на которых будто бы можно ничуть не хуже отрабатывать технику) и пр. и пр...
Ну не знаю, ответил ли я на Ваш вопрос... Может я его понял немного по-своему и ответил на то, что было у меня в голове...