AndreyFedorenko писал(а):
...Мне кажется, что если музыку можно понять только после расшифровки музыкального критика - эта музыка плохая, даже если её создатель велик (или считается великим). Хорошо, что таким свойством наделена лишь часть музыки конкурсантов. Есть же очень технически сложные и очень красивые произведения? Или всё что красиво - пошлость и попса?...
Прочитал... родились мысли, которыми хотел с вами поделиться... Может не совсем правильно понял написанное... но все же...
Ну что тут скажешь, действительно ребята музыку исполняют сложную, серьезную и очень глубокую...
Но на самом деле здесь не обязательно нужен критик. Чем больше вы будете погружаться в мир музыки, тем большими красками и богатствами он будет перед вами раскрываться, тем большие глубины её - музыки, вы будете ощущать и понимать. И это, поверьте, потрясающе и ради этого стоит жить!
Вот к примеру, когда я еще учился, мы все очень подробно изучали музыку всех великих композиторов: Глюка, Гайдна, Генделя, Баха, Верди, Моцарта, Бетховена, Шумана и многих-многих других самых известных. У нас была даже специальная учебная пара (1,5 часа) три раза в неделю, когда мы всем курсом (курс-то маленький) приходили в особую комнату, специально оборудованную для прослушивания музыки, где нам включали произведения этих самых композиторов. И мы слушали в полном объеме их оперы, симфонии, сонаты, концерты для фортепиано или скрипки (или виолончели) с оркестром, контаты, оратории, балеты, сюиты и пр..
Но!
Интересно, что только сейчас, как мне кажется, я наконец-то дорос до настоящего понимания, например, симфонической музыки П.И. Чайковского. И просто был потрясен вдруг разверзшейся передо мной бездной. В какой-то момент мне открылось то, что раньше как-то проходило незамеченным, не трогало, не заставляло звучать какие-то струны души, о которых я даже и не знал, что таковые есть. И вдруг, я начал понимать его мироощущение, чувства, взгляды, философию. И начал чувствовать его музыку именно душой, а не только ушами. И, как ни странно, это все открылось именно через его симфонии. Это просто какая-то лавина, которая нахлынула, захватила и смела напрочь все и меня в том числе... Непередаваемо...
И ведь нельзя сказать, что раньше я не слушал и не знал все шесть его знаменитых симфоний. Знал и слушал, и не раз. Красиво конечно, и исключительно профессионально сделано, это да. Но вот дальше этого как-то не шло...
И вот только теперь открылось "Нечто", раньше не осенявшее меня. И наступил настоящий "культурный шок", по-другому, наверное, и не скажешь...
А ведь симфоническая музыка Чайковского хоть и непростая, но не самая заморочистая и писанная "под наркозом".
И кстати, нельзя не вспомнить, что его Шестую симфонию никто не понял на премьере! А ведь в зале сидели далеко не рабочие и крестьяне, в общем-то далекие от такой музыки. Тогда при первом исполнении этой симфонии в зале находился весь цвет петербургской аристократии - люди, которые сами прекрасно умели играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и очень хорошо разбирались в музыке, ходившие на оперы, балеты и симфонии вовсе не по принуждению. А вот, тем не менее - Н Е Д О Ш Л О!..
Вот и получается, что есть очень достойная, глубочайшая музыка. Хотя на первый взгляд, то есть слух
какая-то излишне сложная, нудная, захимотная. Но это только поверхностный её срез. А на самом деле это совсем не так. Я уже как-то приводил такой пример:
Есть, к примеру, очень яркий, сразу "бросающиеся в глаза" человек - этакая душа любой компании, заводила, который устроит движуху где и с кем угодно, понравится сразу всем, обаяет, околдует, всех соберет вокруг себя, и всем будет весело и прикольно (кстати, в психологии такой тип людей называется активатором).
А есть такой, который сидит спокойно себе в сторонке, на рожон не лезет, вроде бы не очень заметный и ни чем себя сразу не проявляет.
Но мы-то нередко оцениваем людей по первому впечатлению, которое они производят. Либо судим поверхностно, по неполным данным о человеке.
А не поверку выходит, что стоит с первым соединить свою жизнь и вдруг выясняется, что жить с ним совершенно невозможно - пустопорожний он какой-то, пустозвон, как говорят, поверхностный, и жутко раздражает своими попсовыми прибамбасами, а внутри ничего стоящего нет - одни приколы и понты.
А второй в близком знакомстве оказывается содержательнейшей личностью, с которым чем дальше, тем интереснее! А еще и друг надежный, с которым можно и в огонь и в воду - никогда не бросит и не предаст.
Так вот с музыкой - те же законы. Одна может всех развлекать и очаровывать. Но это только поначалу. Вы не задумывались, почему попса - по сути музыка-однодневка. Жить с ней долго и содержательно ну никак не получается.
Но есть другая музыка, не броская с первого взгляда. Но когда свяжешь с ней свою жизнь, то оказывается, что глубока и наполнена так, что дна у неё нет и чем дальше с ней, тем интереснее. И никогда ни она тебя, ни ты её уже не бросишь...
Так вот, чтобы сложная музыка начала раскрываться, до неё можно лишь постепенно и плавным, естественным образом дорасти, дойти до её понимания, дотянуться до той высоты, на которой она живет. И это нормально, по-другому никак.
И если даже на это уйдет ВСЯ жизнь - ничего не потеряно! Наоборот - только приобретено. Поэтому я повторюсь, чем больше вы будете интересоваться музыкой (не только попсой конечно, в которой, кстати, ничего плохого нет, если она хорошая и добротная, а не бред какой-нибудь, типа тинейджерского хип-хопа и прочей "шняги", который можно назвать "недомузыкой"), чем больше вы будете играть разную музыку (что крайне обязательно), тем лучше вы будете понимать и ценить её во всех её проявлениях. И тем интереснее будет жить, тем более утонченной и содержательной личностью вы будете становиться и тем меньшее влияние на вас будет иметь пресловутая масс-культура. И тем больше вы состоитесь как Человек!..
А для конкурса, действительно, нередко берут новую, никому еще не известную музыку. Хорошую или нет, это другой вопрос. И, кстати, нередко непонятную даже крутым профессионалам. Как однажды спросил один из членов жюри: "И как вы ЭТО выучили?.."