Заголовок сообщения: Адажио Альбинони, Стефан Хаузер и не только...
Добавлено: 05.10.18 16:04
Зарегистрирован: 19.01.04 21:16 Сообщения: 1860 Откуда: Национальная Академия Гитары
Хочу познакомить вас с двумя великолепными исполнениями знаменитого Адажио Томазо Альбинони. Первое исполнение - виолончелистом Стефаном Хаузером.
Хаузера, одного из последних учеников Мстислава Ростроповича и оценившего его по достоинству, многие уже знают сравнительно давно. Его исполнение вместе с еще одним прекрасным виолончелистом Лукой Шуличем композиции Майкла Джексона "Smooth Criminal" стало просто метеоритом, пролетевшим по интернету и захватившим слушательскую аудиторию штурмом (кстати, если вы еще не видели этот клип - обязательно посмотрите)!
Итак, вначале хочу коротко рассказать об этом музыканте: Стефан Хаузер родился в 1986 году в городе Пула (Хорватия) в музыкальной семье. Учился у себя на родине в Риеке, затем в Англии и Америке. В свои неполные 26лет Стефан уже выступал в более чем 40 странах на всех континентах, в том числе дал нашумевший дебют в Wigmore Hall, Королевском Альберт-Холле и Амстердамском Concertgebouw. Он лауреат престижных международных конкурсов и наград и собрал за свою короткую карьеру не менее двадцати первых первых призов на национальных и международных конкурсах, создал завидную репутацию для себя, настолько, что ему было запрещено играть за КРЗ Принца Чарльза, как в Букингемском дворце, так и в дворце Сент-Джеймс. Во время учебы в Лондоне он был членом знаменитого трио Greenwich.
Этот молодой виолончелист играл с выдающимися классическими музыкантами, такими как Мстислав Ростропович, Бернард Эндрюс, Генрих Шифф, Арто Норас, Франс Хелмерсон, Филипп Мюллер, Стивен Ковачевич, Меннаем Пресслер и Иври Гитлис. В 2006 году он был единственным виолончелистом, который выступал на гала-концерте в Palazzo Vecchio во Флоренции для покойного Мстислава Ростроповича.
Невероятная успешность Хаузера привела к приглашению присоединиться к Элтону Джону во время его всемирного тура.
Штефан выступает не только с лучшими классическими музыкантами и оркестрами. В разное время он принимал участие в мега-концертах вместе с группой Red Hot Chili Peppers, Джорджем Майклом, Leona Lewis и другими, а также в 2013 году вместе с Лукой Шуличем они выпустили два сольных альбома.
Давайте послушаем изумительное исполнение Стафаном Хаузером Адажио Альбинони. Хаузер исполнил это произведение с Загребским филармоническим оркестром на его сольном концерте в Концертном зале им. Лисинского в Загребе (дирижер Элизабет Фукс, орган Павао Машич). От себя хочу обратить ваше внимание не только на потрясающую выразительность игры Стефана, но и особо на его очень глубокое и эмоциональное вибрато, придающее глубочайшую чувственность и проникновенность звучанию его виолончели!
Почему я настойчиво обращаю на вибрато этого музыканта внимание? Дело в том, что такого же глубокого, сочного и трепетного звучания этого приема выразительности можно достичь и на гитаре! И я это постараюсь показать вам чуть ниже.
Ну а сейчас слушаем виолончель Хаузера:
А теперь слушаем Адажио в исполнении самого потрясающего гитарного дуэта Иды Прести-Александра Лагойя и сравниваем с игрой Хаузера (но, конечно же, делаем скидку на то, что Стефану аккомпанирует целый симфонический оркестр, да еще и с органом). Надо сказать, что в игре этих двух выдающихся гитаристов все сделано несколько иначе, но это так же выразительно и высокохудоженственно по самому большому счету! Например, обратите внимание на вступление, когда один инструмент играет басовую линию на пиццикато (приглушенно), в то время как вторая гитара имитирует звучание клавесина, что дает необыкновенно красочное сочетание тембров! И еще послушайте, как вибрируют почти каждый звук чудесные пальцы Иды Прести - её удивительно эмоциональное, глубокое и чувственное вибрато многими музыкальными критиками сравнивалось с выразительностью лучших скрипачей и виолончелистов мира:
Ну что, услышали вибрато Иды?! Я предлагаю всем заинтересовавшимся поэкспериментировать и постараться довести свое владение вибрато до более выразительного уровня, а может быть даже до уровня самой Иды Прести!
А напоследок хочу предложить вам послушать Адажио из концерта Аранхуэс в исполнении Стефана Хаузера и Петрит Чеку (гитара) с Загребским филармоническим оркестром в Концертном зале им. Лисиньского в Загребе, дирижер Элизабет Фукс, аранжировка для виолончели и гитары Стефана Хаузера и Филипа Сливака:
И обязательно напишите здесь о своих мыслях по-поводу этой статьи и об ощущениях от игры этих великолепных музыкантов!
Заголовок сообщения: Re: Адажио Альбинони, Стефан Хаузер и не только...
Добавлено: 06.10.18 19:47
Студент Академии
Зарегистрирован: 21.06.14 11:04 Сообщения: 99
А что тут комментировать? Прослушал, открыв рот. Мне иногда кажется, что такие люди - с другой планеты. Как я могу что-то разбирать в их игре? Я только могу восторгаться, и все. Просто спасибо большое этим людям за то, что они есть, и за то, что они делают. Но вот что мне думается каждый раз, когда слушаю исполнителей высочайшего уровня. Да, техника исполнения конечно фантастическая, вибрато просто космического уровня... Но ведь не только в одном вибрато дело-то. Как это получается - я не понимаю. Нет, я конечно головой понимаю, что это результат чудовищного, титанического труда... Но как вот так вот наполнить душой музыку, чтобы это было не просто последовательность звуков, как при игре шарманки, а чтобы было вот так вот... Не могу пока понять. Как вот так вот проникнуться музыкой, жить ею, дышать? Как заставить технику служить музыке, а не просто играть технически правильно? Пока я придумал только один ответ на этот вопрос: надо очень-очень сильно любить ту музыку, которую играешь, а если музыка не нравится, либо нравится, но не очень сильно, то и не браться за нее. Вот... А если так, то как тогда быть с учебными произведениями? Ну если один какой-то этюд нку не запал вот в душу... Искать аналог? А с другой стороны, в руках великих любая музыка искрится и звучит... Не может же быть, что все те сотни произведений, которые играют эти люди, они обожают и не могут ими насытиться? Или может?
Заголовок сообщения: Re: Адажио Альбинони, Стефан Хаузер и не только...
Добавлено: 07.10.18 19:22
Зарегистрирован: 19.01.04 21:16 Сообщения: 1860 Откуда: Национальная Академия Гитары
Да, Вы совершенно правы: все это - результат титанического труда каждый день, по многу-многу часов! И так как минимум в течение 16-ть лет (7 лет музыкальной школы + 4 года музыкального училища + 5 лет консерватории, и это только для начала, а далее - упорное и непрерывное совершенствование и совершенствование своего искусства). Это с одной стороны.
С другой стороны, это все смешивается с фантастической любовью и преданностью Музыке вообще и своему инструменту в частности, такое чувствование музыки и способность передавать её, заставляя трепетать сердца слушателей, есть также результат очень пристрастного, внимательного изучения искусства многих и многих самых выдающихся исполнителей, мучительных раздумий и поисков, экспериментов, сравнения себя с лучшими из лучших и очень плотного общения с кругом самых крутых профи, до которых только возможно дотянуться (т.е. с которыми есть возможность соприкоснуться/общаться).
И наконец, такие музыканты, как правило очень неординарные личности - люди, осененные божественной милостью - талантом, да и вообще личности, наполненные особыми, очень высокими смыслами...
Так что, в чем-то Вы правы - это люди с другой планеты, если позволите, это по сути йоги, служащие Божеству Музыки, положившие на её алтарь свою жизнь!
А насчет того, если какое-то произведение (пьеса) не нравиться, то я бы посоветовал такой путь:
1. Постараться погрузиться в эту музыку по-полной, постараться понять её, прочувствовать, полюбить всем сердцем + прослушать как можно больше вариантов исполнения разными гитаристами этой пьесы и проанализировать те из них, которые понравятся и те, которые вызовут отторжение, задаваясь вопросами: что понравилось/не понравилось, почему понравилось/не понравилось и как сделать, чтобы понравилось/понравилось еще больше;
2. Как можно больше узнать об этой пьесе и о её создателе (композиторе), о том, что это был за человек, когда и как жил, как творил, в каком стиле, о чем думал, что чувствовал и что происходило с ним в тот период, когда он создавал именно это произведение, в общем, узнать о произведении все, что только будет возможно (благо есть интернет!);
3. Постараться найти свою собственную выразительность, т.е. свою "подачу" этого произведения, постараться заставить музыку раскрыться, задышать и заискриться (Вы нашли совершенно верный и точный термин в Вашем посте) или как говорил Сеговия - постараться извлечь в этой музыке луч солнца!
И пусть поначалу Вам не сразу и не совсем, а лишь чуть-чуть удастся добиться минимального результата - при таком подходе Ваше искусство постепенно, исподволь, по йоте будет расти и расцветать все лучше и ярче. Другого пути нет, все музыканты идут именно таким путем, просто кто-то быстрее, а кто-то медленнее, в зависимости от личной ситуации или если хотите судьбы.
Действительно,бывает,что пьеса из учебного цикла не цепляет,не нравится в общем.В таком случае я так примерно и поступаю.Пытаюсь проникнуть в душу композитору,только в интернете такого не найти,во всяком случае не по каждому произведению,приходится самому придумывать,что волновало его при создании пьесы.Это правда помогает.Очень ценные советы,большое спасибо Вячеслав Вениаминович!
Заголовок сообщения: Re: Адажио Альбинони, Стефан Хаузер и не только...
Добавлено: 12.10.18 17:59
Студент Академии
Зарегистрирован: 21.06.14 11:04 Сообщения: 99
Теперь стало немного понятнее. Конечно, настоящее мастерство - результат полнейшей преданности своему делу и титанического труда. Жаль, что далеко-далеко не всем людям посчастливилось найти вот такое вот Дело, любимое дело, а не ремесло для прокорма. Спасибо, Вячеслав Вениаминович, за разъяснения. Мне вот еще какой вопрос интересен, извините за оффтоп. Вот для примера, есть такое произведение в программе - Аве Мария. Как я хотел научиться играть эту музыку!!! Когда пришла лекция с этим произведением, я был самый довольный человек на этой планете. И я взялся за нее. Учил, учил, играл и играл. Но пьеса все никак не получалась. И вот постепенно, медленно но верно, я заиграл это удивительное произведение до состояния автоматизма, но не механического, а эмоционального. Я столько раз сыграл его, что оно мне порядком приелось. И кончилось все очень печально - я так и не довел его до ума. Вот интересно, у профи такого не бывает? Как они умудряются сыграть произведение 1000000 раз на репетиции, и не замылить, не заиграть его?
Заголовок сообщения: Re: Адажио Альбинони, Стефан Хаузер и не только...
Добавлено: 12.10.18 19:48
Зарегистрирован: 19.01.04 21:16 Сообщения: 1860 Откуда: Национальная Академия Гитары
Профессионалы тоже устают от произведения! Например, Сергей Разманинов очень огорчался, когда его в 10001-й раз просили на концерте на бис сыграть его знаменитую Прелюдия До-диез минор! Ну просто он смертельно устал от этой музыки, без конца играя и играя её по просьбе своих слушателей...
А вообще, истинный профи тем и отличается, что старается поддерживать свежесть восприятия своей музыки в первую очередь для себя самого. Всеми возможными способами, вплоть до длительного отдыха от данной музыки (иногда длящегося и год, и даже более).
...Одного из выдающихся скрипачей спросили (если мне не изменяет память, кажется это был Сарасате): - Маэстро, если у вас есть час времени, как вы занимаетесь? Ответ был такой: - 45 минут я буду заниматься работой над техникой (гаммы, арпеджио и т.д. - ремарка моя) и только 15 минут я посвящу повторению своих пьес. - Почему именно так? - спросили его в ответ. - Потому что если мне надоест моя музыка, то как я смогу увлечь ею своих слушателей!
А с "Аве Марией" у Вас, скорее всего, произошло следующее - Вам просто не хватило техники (ведь техника, это не одна только беглость, а гораздо более широкое понятие - это и умение играть кантилену, и работа с динамикой, агогикой, да и много еще чего) и, без конца работая и работая над этой пьесой, Вы и потеряли свежесть её восприятия для себя самого...
Кстати, такое происходит сплошь и рядом при обучении у студентов музыкальных учебных заведений, когда им еще не хватает техники для того, чтобы эффективно и быстро освоить то или иное произведение. И относиться к такому финалу нужно совершенно нормально. Потом с ростом техники, а главное опыта все будет по-другому!
А от Марии просто отдохните, не играйте её совсем, вообще не прикасайтесь к ней (срок - год!). А вместо неё почитайте побольше о выдающихся скрипачах, пианистах, органистах... Наполните свою душу иногда просто потрясающими историями жизни и творческого гения этих удивительных людей! И все вернется, поверьте - ну просто Музыка Аве Марии такая!
Очень знакомая ситуация...когда не получается довести пьесу до нужного уровня.Уже вроде бы всё запомнил и много раз проиграл, а всё равно ошибаешься и сыграть без помарок не получается.Я думаю всё дело во времени, больше нужно заниматься.Профи они целую жизнь посвящают гитаре и занятиям, плюс репетиции и концерты.Пары часов в день конечно мало.А адажио знаменитого Томазо Альбинони исполненное виолончелистом Стефаном Хаузером конечно очень зацепило.Прекрасное исполнение и прекрасная музыка.Слушал несколько раз, с гитарой Петрит Чеку испытываешь ощущения полета над морем ранним утром.Бесконечная синяя гладь,солнце и прекрасная музыка...
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения