Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 28.03.24 11:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Упражнения на развитие техники
СообщениеДобавлено: 05.04.07 15:24 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 30.11.04 11:51
Сообщения: 29
Откуда: г.Протвино МО
Это мой небольшой опыт, которым я с радостью поделюсь. Для себя я придумал упражнения для развития чисто техники, т.е. которые не содержат в себе никакой музыки, но очень хорошо развивают силу, выносливость, скорость, точность, независимость пальцев, т.е. всё что касается техники. Наверняка, может, и до меня вы их уже давно знаете, но для тех кто не знает, поделюсь.
Я разделил развитие техники на 3 компонента: 1) развитие левой руки, 2) развитие правой руки, 3) синхронизация обеих рук (довольно условное, конечно, деление).

Начну с развития левой руки. Для левой руки лучше всего подходят упражнения на развитие приёма легато (hammer on и pull off). Они хорошо развивают силу и выносливость. Поэтому я люблю делать такое упражнение: ставите указательный палец на 5-й лад 1-й струны и делаете трель (чередование пулов и хаммеров) средним на 6-й лад(хаммер на 6 и пул на 5-й сдергивание на указательный), потом оставляете средний на 6-м ладу и указательный продолжает стоять на 5-м, и делаете трель безымянным на 7-м ладу, потом оставляете его на 7-м ладу, и делаете трель мизинцем на 8-м ладу. Вот такое вот несложное упражнение. Главное, нужно следить что бы всё ноты звучали, и не торопиться. А ещё нужно играть его под метроном и следить что бы ритм был ровный (у меня, к примеру, поначалу были проблемы с ритмом, т.к. хаммеры получаются быстрее чем пулы-они меньше нагружают руку, поэтому я снизил темп-главное ровный ритм). Ещё можно не оставлять каждый последующий палец на ладу, а всё время делать срыв на указательный. Можно так же попробовать различные комбинации: указательный и средний пальцы, средний и мизинец и т.д. Но самые трудные комбинации-это средний и безымянный, и безымянный и мизинец-советую как следует отрабатывать эти комбинации. Трудные они потому что безымянный и мизимнец слабее и менее подвижны. Поэтому их следует отрабатывать особенно тщательно. Вообще, рекомендую налегать на эти два пальца больше чем на другие во всех упражнениях. Ну и конечто же эти упражнения надо играть на всех струнах, а не только на первой.
Следующее упражнение-это всем известное 1-2-3-4, только я его переделал для развития левой руки так: играть его надо легатно, причём когда играете 1-2-3-4 делаете хаммеры так чтобы при опускании на струну следующего пальца, предыдущий поднимался-это развивает независимость пальцев, а когда играете 5-4-3-2, делаете пулы. Медиатором вообще не играете-всё упражнение легатное. Главное следить что б все ноты звучали и опять же ритм.
Для развития независимости так же советую пробовать различные комбинации: 1-3-2-4, или 2-3-1-4, или 1-4-2-3 и т.д. Играть его надо до 12 лада и обратно на всех струнах. Кстати для развития точности можно пробовать делать комбинации со струнами, например, перепрыгивая одну струну, потом возвращаясь к перепрыгнутой...
Меня всегда беспокоила зависимость 3 и 4 пальцев, особенно зависимость безымянного от остальных. И я всё время стремлюсь от неё избавиться. И вот я придумал просто МОНСТРООБРАЗНОЕ упражнение. Не знаю как оно вам, но для себя я попал в точку-это то что мне было нужно. Опишу его: поставьте пальцы на гриф в "позицию паука", т.е. на первую струну 2 и 4 палец на 6 и 8 лады соответственно, а 1 и 3(безымянный-его то мы и буде мучать) на 2-ю струну на 5 и 7 лады соответственно. Теперь делаем трель безымянным пальцем оставляя все остальные пальцы в "позиции паука" не отрывая их от грифа! Дальше, перемещаем позицию на струну выше на 2-ю и 3-ю и делаем то же, и так до шестой струны. Когда начнёт хорошо получаться, усложним его: оставляем 2 и 4 пальцы на первой струне, а 1 и 3 поднимаем всё выше к 6-й струне и пытаемся сделать трель. Ну и наконец самое убийственное (не советую это делать, пока не сделаете предыдущее)-это поменять местами пальцы, т.е. поставить на 6-ю струну 2 и 4 пальцы, а на 5-ю 1 и 3. Попробуйте теперь сделать трель безымянным пальцем! Только так что бы 2 и 4 пальцы стояли на грифе неподвижно и что бы трель звучала. Если получится, попробуйте теперь 2 и 4 пальцы оставить на 6 струне, а 1 и 3 делать трель на 4, 3, 2 и 1 струнах. Если у вас получится сделать трель на 1й струне-вы просто монстр!
Дальше предлагаю сыграть Хэмметовстие упражнения на легато: 1)хаммеры на 1-3-5 ладах 1,2 и 4 пальцами на всех струнах и сдвигаясь на одну позицию вверх так до 12-го лада и обратно. 2) пулы 4,3,2,1 пальцами на 8,7,6,5 ладу потом хаммер мизинцем на 8й лад и снова 7,6,5, затем сдвигаемся вниз на одну позицию на лады 7,6,5,4 и то же самое. Так до первого лада, потом обратно вернуться к восьмому. Ну и на всех струнах его надо делать конечно же. 3) наконец-то любимое упражнение на растяжку пальцев от Хэммета: указательный ставим на 5-й лад и делаем трель средним на 6,7,8 ладах, затем безымянным на 9 и 10 ладах, и мизинцем на 11 и 12 ладах. Потом возвращаемся в обратном порядке к 5-му ладу. И так на всех струнах. Это упражнение советуется делать хорошо размяв руку, но я думаю если вы сделаете предыдущие упражнения, то ваша рука уже будет достаточно размята.
Все эти упражнения надо делать под метроном ритмически ровно и следить чтобы все ноты были одинаковой громкости и не было динамических провалов. Если они появляются, значит нужно снизить темп и приложить чуть больше усилия и проверить правильность исполнения приёма. Главное не спешить!
Ещё я у себя обнаружил плохую растяжку между средним и безымянным пальцами. Так как во многих упражнениях на растяжку, она развивается больше между 1 и 2 пальцами, ещё аккорды с барре способствуют этому. Так вот упражнение на развитие растяжки между 2 и 3м пальцами: ставите указательный и средний на 5 и 6 лады соответственно а безымянным делаете трель на 8 ладу не поднимая 1и 2 пальцев с грифа. Следите чтобы кисть при этом не разворачивалась в скрипичную постановку, а в идеале она должна сохранять классическую постановку левой руки. И большой палец должен быть соответственно не над грифом, а позади него и упираться в него.

Если все эти упражнения отрабатывать каждый день, а времени они занимают совсем немного, то вы очень быстро почувствуете как сила в вашей левой руке (в пальцах) прибывает, а выносливости хватит что б сыграть следующие упражнения.
Вы видели как Хендрикс и его последователи-Сатриани и Вай порой берут, обхватывают правой рукой гриф, глуша струны, а левой играют целые соляки без участия медиатора? Мне этот приём так нравится. Так вот после того как ваша левая рука станет сильной и выносливой (поймёте вы это когда услышите что все ноты звучат громко при игре легато и без помощи медиатора), делайте каждый день такое упражнение: хватайтесь правой рукой за гриф, заглушая струны, а левой играйте гаммы в позициях. И ещё можно боксы пентатоники по две ноты на струне, каждый раз затреливая их, т.е 8-5-8-5-8-5-8-5 на первой струне, потом на второй, 7-5-7-5-7-5-7-5 на третьей, 4-й, 5-й и опять 8-5-8-5-8-5-8-5 на шестой и т.д.
Когда я научился таки играть такой легатной техникой, я испытал такое удивительное чувство: левая рука лёгкая как пушинка летает себе по грифу, получаются довольно красивые соляки без каких либо усилий, не то что с переменным штрихом-на первоначальном этапе ждут одни только досадные разочарования.
Всё это имхо, и я просто хотел поделиться информацией. Про 2-й и 3-й компоненты развития техники чуть позже поделюсь своими соображениями.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06.04.07 17:59 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.10.04 6:32
Сообщения: 425
Очень интересно, хочу продолжения :) . Сам правда на электрушке не играю, но все это вполне можно применить и для классической гитары. Для полной убийственности упражнений, рекомендую все это научиться делать на классической гитаре, тогда на электрушке будет все получаться просто элементарно т.к на ней нужны гораздо меньшие усилия =) при исполнении тех же хамеров и пулов.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10.04.07 18:02 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 30.11.04 11:51
Сообщения: 29
Откуда: г.Протвино МО
ТОХА, спасибо за интерес и за замечание. Действительно, на классической гитаре упражнения сложнее из-за более толстых струн, а так же большего расстояния от струн до ладов (труднее прижимать струны). Всё это усложняет упражнения, однако на классике нейлон, а он значительно мягче металла и имеет меньшее натяжение. Так что если вы решите заняться атлетизмом и накачать свою левую руку до предела возможностей, то сделайте так: поставьте мегатолстые струны на гитару 11-13 (13 для экстрималов), настройте гитару в нормальный строй (E B G D A E-если конечно гитара выдержит такое натяжение) и попробуй те поделать эти самые упражнения!
Ну ладно, это для экстрималов, а для простых смертных сойдёт и обычная гитара с 9-й, или же, как заметил ТОХА, классика.

Да, в первом моём сообщении, я кое-что забыл сказать. Сейчас я уточню и дополню кое-что.
Во-первых, я не сказал что чем ближе позиция, в которой вы играете упражнение к первому ладу, тем труднее упражнение и наоборот. Так что, если вы чувствуете что упражнение слишком лёгкое, то попробуйте освоиться не в пятой позиции, а в четвёртой, третьей и т.д. И наоборот, если упражнение кажется слишком трудным, поиграйте в седьмой позиции, например.
Во-вторых, очень важная вещь, без которой вам не сыграть гамму целиком легато - это умение делать хаммеры при переходе на другую струну. А так же срывы на открытые струны – этот приём частенько используется. Здесь нужно делать приём не просто опусканием пальца на струну или срывом пальца со струны, а помогать при этом движением кистью, т.е. прилагать усилие всей кистью.
Упражнение на отработку хаммера на другой струне: 5-7-8-7-на первой струне, потом делаем хаммер мизинцем на второй струне 8 ладу и снова хаммер указательным на 5 ладу первой струны. И так по кругу.
Упражнение на отработку пула на открытую струну: на первой струне - хаммер мизинцем на 5 лад, потом пул на 3 и срыв на открытую -0 (0 значит открытая струна), затем опять хаммер на 5 потом пул на 2 и срыв на открытую струну-0. Повторяем дважды эту связку. На второй струне тот же рисунок 5-3-0-5-2-0-5-3-0-5-2-0, на третьей струне 4-2-0-4-2-0-4-2-0-4-2-0, на 4-й струне 4-2-0-4-2-0-4-2-0-4-2-0 и обратно возвращаемся к первой струне. Всё это нужно играть связно, легатно, без разрывов и пауз – ритмически ровно триолями, под метроном.
В-третьих, очень важная вещь-это глушение струн. Мы же не всегда можем глушить правой рукой струны, обхватив гриф перед левой. Довольно часто легато чередуется с переменным штрихом и правая рука должна находиться на своём месте. Тогда нужно глушить струны указательным пальцем левой руки. К примеру, вы играете на 2-й струне, а ваш указательный палец лежит немного под наклоном и глушит первую струну, и одновременно касается слегка 3-й струны, заглушая и её тоже. Таким образом, при переходе со струны на струну при помощи хаммера 2-м, 3-м или 4-м пальцем, глушить можно указательным без помощи правой руки, а вот если нужно сделать хаммер на другую струну указательным пальцем, тогда хватаемся за гриф правой рукой и вперёд. Или же можно просто сыграть эту ноту медиатором – ну нужно выбирать.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10.04.07 18:44 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.10.04 6:32
Сообщения: 425
Вобще самое эффективное - придумывать упражнения самому под себя. Находить проблему в технике и придумывать упражнение для устранения ее. Недавно я обнаружил, что при быстрой игре хроматики мизинец левой руки улетает вверх , перед тем как упасть на струну. И есесно ни о какой скорости в таком случае не могло быть и речь, так как просто мизинец не успевал вовремя опуститься и еще была такая штука, что он ушел вверх, а потом когда его черед играть он перед тем как пойти по направлению к струне еще давал немного обратный ход и это вобще все тормозило. Для устранения этой бяки я придумал следующее упражнение. Начинаем с 6 струны: прижимаем указательным струну на 9 ладу и извлекаем звук, дальше НЕ убирая его играем средним и так до мизинца, в конце должны 4 пальца стоять на шестой струне, затем указательным зажимаем 5 струны 9 лад, просто как бы сползаем им чуть ниже, при этом остальные пальцы остаются на 6 струне пока. Играем 5 струну 9 лад, затем сползаем на 10 лад 5-ой струны средним пальцем, в этот момент у нас получается, что на 6-ой струне стоят безымянный и мизинец, а на 5-ой - указательный и средний пальцы. Теперь соскальзываем безямяным на пятую, потом мизинцем. И так идем до низа, в конце получается все 4 пальца стоят на первой струне. Сдвигаем всю конструкцию на 1 лад назад и начинаем двигаться верх, но уже со второй струны, потом вверху опять на лад назад и так далее до первого, можно еще потом вернуться. По большому счету можно правой вобще не играть, а начинать все с уже стоящих пальцев на шестой струне с 9 по 12 лад. Когда соскальзываешь, то конечно палец надо отрывать от накладки =), но там просто получается, что когда у тебя другие пальцы не вв воздухе, то ты не делаешь никаких замах, получается что-то вроде 5мм от струны максимум перед тем как ее зажать. И ТАК ЖЕ ведет себя мизинец. Через какое то время пальцы приучаются действовать так же без фиксации и мизинец уже не улетает =). Расстояния конечно изменятся, но будет примерно вместо 5мм - 1 см. Вобщем мне помогло. Если кто попробует то напишите =). Пробуете все на свой страх и риск :lol: . Если че непонятно - спрашивайте.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10.04.07 19:25 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07.02.04 17:29
Сообщения: 950
Откуда: Москва
to Тоха:
Нда... 3 и 4 пальцы весьма зависимы... Особенно на 1-2 струнах. :(

_________________
"Ни одно желание не дается нам без возможности его осуществления..!"
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10.04.07 19:42 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.10.04 6:32
Сообщения: 425
Ты имеешь ввиду, что когда двигаешь один, то он тащит за собой другой? Это ты мое упражнение комментируешь или что имеется ввиду?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10.04.07 19:48 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07.02.04 17:29
Сообщения: 950
Откуда: Москва
TOXA писал(а):
Ты имеешь ввиду, что когда двигаешь один, то он тащит за собой другой? Это ты мое упражнение комментируешь или что имеется ввиду?

Я рассказываю свои ощущения от твоего упражнения

_________________
"Ни одно желание не дается нам без возможности его осуществления..!"
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10.04.07 19:58 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.10.04 6:32
Сообщения: 425
Ну что значит зависимый? Когда делаешь очень медленно, то когда снимаешься палец третий со струны, то мизинец тоже слетает?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20.04.07 19:15 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.12.04 19:57
Сообщения: 251
Откуда: Королёв наукоград
TOXA писал(а):
Вобще самое эффективное - придумывать упражнения самому под себя. Находить проблему в технике и придумывать упражнение для устранения ее. Недавно я обнаружил, что при быстрой игре хроматики мизинец левой руки улетает вверх , перед тем как упасть на струну. И есесно ни о какой скорости в таком случае не могло быть и речь, так как просто мизинец не успевал вовремя опуститься и еще была такая штука, что он ушел вверх, а потом когда его черед играть он перед тем как пойти по направлению к струне еще давал немного обратный ход и это вобще все тормозило. Для устранения этой бяки я придумал следующее упражнение. Начинаем с 6 струны: прижимаем указательным струну на 9 ладу и извлекаем звук, дальше НЕ убирая его играем средним и так до мизинца, в конце должны 4 пальца стоять на шестой струне, затем указательным зажимаем 5 струны 9 лад, просто как бы сползаем им чуть ниже, при этом остальные пальцы остаются на 6 струне пока. Играем 5 струну 9 лад, затем сползаем на 10 лад 5-ой струны средним пальцем, в этот момент у нас получается, что на 6-ой струне стоят безымянный и мизинец, а на 5-ой - указательный и средний пальцы. Теперь соскальзываем безямяным на пятую, потом мизинцем. И так идем до низа, в конце получается все 4 пальца стоят на первой струне. Сдвигаем всю конструкцию на 1 лад назад и начинаем двигаться верх, но уже со второй струны, потом вверху опять на лад назад и так далее до первого, можно еще потом вернуться. По большому счету можно правой вобще не играть, а начинать все с уже стоящих пальцев на шестой струне с 9 по 12 лад. Когда соскальзываешь, то конечно палец надо отрывать от накладки =), но там просто получается, что когда у тебя другие пальцы не вв воздухе, то ты не делаешь никаких замах, получается что-то вроде 5мм от струны максимум перед тем как ее зажать. И ТАК ЖЕ ведет себя мизинец. Через какое то время пальцы приучаются действовать так же без фиксации и мизинец уже не улетает =). Расстояния конечно изменятся, но будет примерно вместо 5мм - 1 см. Вобщем мне помогло. Если кто попробует то напишите =). Пробуете все на свой страх и риск :lol: . Если че непонятно - спрашивайте.


Мизинец полюбому будет скакать выше остальных, т.к. в большинстве случаев постановка начинается с указательного пальца и заканчивается мизинцем. Строить упражнения на мизинец стоит исходя из этого факта.

=================================

Упражнение - хорошее - беру на вооружение, добавив отсебятину - вибрато после каждой смены пальцев :)

================================

Моё упражнение близко к теме:
Идём лесенкой по 7-му и 8-му ладам безымянным и мизинцем, т.е.:
(палец-лад-струна)
4-VIII-1 далее не отрывая мизинца:
3-VII-2 далее, оставляя третий на прижиме:
4-VIII-3 и по аналогии:
3-VII-4
4-VIII-5
3-VII-6 и затем обратно вниз. Медленно. Ещё лучше если с вибрато. Есть и модификации этого упражнения.

=================================

Ещё, как мне думается, полезно играть Пулл (с Хаммером - сложнее) с мизинца на третью струну, держа темп.
Упражнение это базовое. Можно усложнять.

=================================

Насчёт зависимого безымянного+мизинца рассказываю, то что делаю сам:
переворачиваю гитару, кладу на колени. Ставлю пятерню, уперев подушки пальцев в нижнюю деку. Далее, (помня о том что можно вывернуть пальцы, и никогда не делая это упражнение "В горячке", после упражнений "На растяжку" и на свежую голову и отдохнувшие руки) оттягиваю пальцами правой руки (м+а) безымянный палец левой руки (3-й). Слежу, чтобы мизинец на левой плотно прилегал (не отрывался) к деке гитары. Никаких чрезмерных усилий. Стремлюсь почувствовать (на повторах упражнения) приятную гибкость/эластичность в сухожилиях безымянного пальца. Слушаю стук об деку. Стремлюсь к ровности этого стука. После того, как "услышу"/почувствую приятное тепло в пальце - пробую подключить мышцы самого пальца, не выключая из работы помощь правой руки. После такого упражнения играть другие намного приятнее.

greymetall писал(а):
Действительно, на классической гитаре упражнения сложнее из-за более толстых струн, а так же большего расстояния от струн до ладов (труднее прижимать струны). Всё это усложняет упражнения, однако на классике нейлон, а он значительно мягче металла и имеет меньшее натяжение.

А ещё... и это для меня очень принципиально, т,к. у меня тонкие пальцы и округлые подушки... на нейлоне пальцы очень часто съезжают с правильной позиции, что очень редко происходит на эстрадной гитаре с металлическими струнами.

_________________
Кто понял жизнь, тот не спешит...
Кто не понял - тормозит,
А кто живёт - тот amour.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21.04.07 12:59 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.10.04 6:32
Сообщения: 425
Я лично категорически против растяжки пальцев одной руки при помощи другой. Вывернуть пальцы как нефиг делать. Еще такой трик при игре гамм для мизинца. Если при вашей исходной постановке левой руки ладонь не параллельна грифу, а немного завалена влево, то мизинец будет выше других пальцев по любому. Так вот когда играешь гамму можно это исправлять и пальцы тогда будут в одинаковых условиях и мизинец будет отходить на меньшее расстояние. Еще если вы играете гамму и чувствуете, что нисходящая часть(от первой струны к шестой) идет намного проще восходящей, то здесь поможет следующий трик. Нужно научиться как только сыграешь ноту например на шестой струне тутже ставить палец на пятую, если играть чередуя im , то это будет похоже на то, как-будто пальцы ходят по струнам и тогда например хроматическая гамма будет играться вот так: шестая струна с первого по четвертый лад - imim, после того как сыграл m ТУТЖЕ ставите i на пятую и продолжаете, движение практически должно быть одновременным, тоесть как только играет один палец, другой уже ставится на следующую струну, таким образом экономится время и появляется скорость и ровность. Таким образом выровняется скорость нисходящей и восходящей части и гамма зазвучит ровно и туда и обратно =).

P.S. Чередование im является обязательным элементом, иначе, если вы будете играть одним и тем же пальцем подряд две ноты на разных струнах, потому что вам так удобно, никакой скорости вам не видать.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB