Желание высказаться появляется у меня не часто, соответственно пишу здесь редко.
Но учёбу продолжаю, и несколько моментов отмечу.
Ниже будут вырезки из моего дневника, но я его веду без указания дат, так что временнЫе обозначения будут приблизительны и условны.
-----------------------------------------------------------------
Осень 2012, примерно середина октября.
Осваиваю 12-ую лекцию, разминаясь и перемежая учебные пьески из неё с 11-ой лекцией.
Во время проигрывания упражнения "Жили у бабуси" сын остановился и прислушался. Как оказалось, он то ли мультфильм этот где-то увидел, то ли в садике эту песню слышал, и признал её в моём исполнении.
Потом он попросил меня спеть ему эту песню под гитару, что я для него и сделал (причём не один раз - на бис вызывал раз несколько).
Так и получился мой первый концерт по заявкам слушателей - одноголосая учебная мелодия, с одним зрителем 3-х лет
.
-----------------------------------------------------------------
вторая половина декабря 2012.
Наконец перешёл на 13-ую лекцию.
Освоение 12-ой далось очень нелегко. Каждое учебное произведение оттуда я изучал в среднем неделю. А так как произведений там 10, то и получается это около 2-х месяцев.
Конечно, пьески я только разучил, и не в совершенстве, темп исполнения довольно медленный, даже у самых простых, но по крайней мере они узнаваемы в моём исполнении (в нотах не вру, ритм стараюсь выдерживать), и двойное апояндо получается достаточно уверенно (в среднем более чем в 70%).
Переходя дальше по лекциям, упражнения 12-ой лекции буду так же регулярно повторять.
-----------------------------------------------------------------
конец декабря - начало января, новогодние праздники.
Разучил прелюд из 13-ой лекции.
Немного перестарался и переиграл левую руку - пытаясь ставить пальцы на лады правильно (как можно перпендикулярнее плоскости грифа, как можно ближе к порожкам ладов) и стараясь убирать пальцы со струн так, чтобы не было присвистов и вжиканий от басов, перетянул одну из мышц, управляющую указательным пальцем. Мышца находится на тыльной стороне ладони, идёт примерно от костяшки указательного пальца к запястью. Очень хорошо её чувствую, так как она постоянно болит, даже без напряжения на ней.
-----------------------------------------------------------------
Руку восстановил. На всё ушло около полутора недель.
Дня 3 не играл левой рукой вообще. Руку регулярно отогревал и массировал. Когда боль в состоянии покоя прошла, начал потихоньку использовать её в упражнениях, до появления боли или дискомфорта. Поначалу этот период (до появления болевых ощущений) был небольшим, минут 10-15, после чего требовался отдых примерно на час, но постепенно увеличивался, и сейчас можно сказать, что боль прошла.
-----------------------------------------------------------------
Середина января.
Достаточно хорошо разучил прелюд из 13-ой лекции.
После долгого "зависа" на 12-ой, такой прогресс (около двух недель на лекцию, да и то из-за растяжки на руке, а то было бы и быстрее) кажется прямо фантастическим прыжком.
Конечно, до нормального темпа ещё надо дорабатывать, и кое какие технические моменты надо шлифовать (например никак не получается переход на Dm - это основной камень преткновения), но в целом получается довольно неплохо. Даже пробовал подыгрывать замедленному темпу на видеоприложении - кроме тех самых переходов на Dm всё остальное, в общем, получается.
Перехожу на 14-ую лекцию.
-----------------------------------------------------------------
Где-то неделю спустя.
Адантино тоже поддалось достаточно легко.
Из сложных моментов - не попадают на свои места третий и четвёртый пальцы на грифе (в первой части и в репризе), из за чего в более менее приличном темпе возникает грязь и дребезг, вторая часть сама по себе чуть сложнее первой идёт.
Так же встал вопрос о правильном звукоизвлечении. Сделать нормальным звук у "двойного тирандо" сначала не получалось. Когда разучил ноты и аппликатуру и стал пробовать играть целиком, то заметил, что струны дребезжат и не звучат. Отрабатываю в медленном темпе. Сначала делаю упражнение - отрабатываю тирандо пальцем p, потом пальцем m, и когда более менее начинает получаться - уже пробую играть.
Вопрос о звукоизвлечении переместился к постановке рук. Всё взаимосвязано, и при неправильной постановке правой руки звук "съезжает". Опять сел перед зеркальным шкафом, корректирую постановку руки.
Сейчас, чтобы поставить правую руку, мне надо сделать следующее (делаю как упражнение в начале каждого занятия):
- поиграть двойным апояндо. Играю по 10 раз каждой парой пальцев (p-i, p-m) на каждой паре струн (1-6, 1-5, 2-6, 1-4, 2-5, 3-6 и т.д., до интервала через одну струну).
- поиграть арперджио приемом апояндо. То есть звуки всеми пальцами извлекаю апояндо.
- поиграть арпеджио, но уже тирандо пальцами i, m, a.
Во время выполнения этих упражнений рука встаёт в правильную позицию.
Опять слегка переиграл левую руку, теперь появилась боль в запястье. Но на этот раз я уже был учёный и доводить до крайности не стал, просто снизил нагрузку на руку. Левой рукой заниматься пришлось меньше, но полностью приостанавливать занятия не пришлось. Прошло дня через 3-4.
-----------------------------------------------------------------
С адантино справился. Конечно, оттачивать всегда есть что, но из всех произведений, которые я играю, оно получается лучше всего (даже лучше некоторых из 12-ой лекции, несмотря на несопоставимые размеры).
Занялся 15-ой лекцией.
Не получается у меня пока разгеадо. Вроде бы должно было быть легче, чем пальцевая техника, но вот никак не идёт.
-----------------------------------------------------------------
Наши дни (конец января).
Разучиваю прелюд из 16-ой лекции.
Пятнадцатую я пока пропустил. Не доходит до меня, как надо бить по струнам. Понемногу занимаюсь и по ней тоже, но сильно не напрягаюсь. Взял из неё для ежедневных занятий упражнения на развитие чувства ритма.
Прелюд из шестнадцатой сложен, как новым видом арпеджио, так и темпом.
Ноты и аппликатуру я выучил уже (к слову, двенадцатая лекция действительно пока оказывается самой технически сложной; лекции после неё идут уже если и не как по маслу, то гораздо проще; нотный текст читается без особых проблем, аппликатура рук разучивается достаточно легко), но целиком проиграть, даже в медленном темпе, нормально не получается. В основном отстаёт левая рука, переходы между аккордами достаточно необычны для неё, но и правой ещё надо подтянуться, и по темпу, и по попаданию по струнам (например, палец p с 6-ой струны на третью, если его не контролировать, часто промахивается и, не дойдя до цели, играет на 4-ой).
На этой лекции я, судя по всему, подзадержусь...
-----------------------------------------------------------------
Лекционная математика...
Два дня назад получил 29-ую лекцию. Итого отставание в 13 лекций.
Первую лекцию я получил в середине июня 2012. Сейчас конец января. Прошло примерно 32 недели.
16 лекций за 32 недели - в среднем одна лекция в две недели. В общем неплохо, я собой доволен.