И еще, обратите внимание, что Сеговия играет очень своеобразной постановкой правой руки:
Кисть у него загнута немного вправо.
То есть он играет не левым уголком ногтя (имеются в виду пальцы i, m и a), а правой его стороной.
При этом получается:
1. Пальцы i, m, a уходят несколько ближе к подставке гитары, а большой палец отодвигается, наоборот, ближе к грифу.
2. В связи с этим "расширяется" тембровое "расстояние" между басом и дискантами, делая в целом звучание более глубоким, сочным, контрастным и красочно богатым.
3. Исключается возможность "щипать" струны. При такой постановке (так как пальцы тянуться к струнам, каждый к своей зоне) возможно только то звукоизвлечение, о котором я писал в Восьмой лекции Первого курса
, когда пальцы играют с небольшим продавливанием струн внутрь инструмента (даже при тирандо) - отсюда, опять-таки, богатство звучания!
4. Пальцы i, m, a, сместившись несколько ближе к подставке, играют более четкие голоса дискантов.
5. Большой палец, на фоне ярких, более четко проартикулированных дискантов, играет более мягкие и бархатистые басы, к кроме того, у него получается намного более выразительное, сочное и глубокое апояндо.
6. Безымянный палец "a" получает более удобную возможность выделять мелодию на верхней струне на апояндо.
Звук Сеговии с его выразительностью и красочностью, невозможно получить при обычной постановке правой руки, когда кисть наклонена немного влево - к грифу!
В этом случае все пальцы правой руки собраны ближе друг к другу, как бы "в пучок", и работают в одной тембровой зоне делая звучание более бедным и, если так можно выразиться, несколько "комковатым" что-ли, тусклым и рыхлым!
Попробуйте проверить эти выкладки сами и составить свое собственное мнение.
Это, так сказать, подсказка - информация к размышлению и экспериментированию...
И кстати, именно поэтому мы и советуем настоятельно с самого начала начинать "делать" постановку своей правой руки именно с перпендикулярного положения пальцев по отношению к струнам (когда вы играли подушечками). В дальнейшем такая "школа" дает возможность легко трансформировать постановку так, как вам будет лучше - хоть с наклоном влево, хоть с наклоном вправо - как у Сеговии! Тем же, кто отмахнулся в свое время от этого, освоить сеговиевскую постановку будет очень трудно.
И еще хочу сказать, что вокруг вас будет очень большое число гитаристов, которые будут вас отговаривать от этого, говоря, что сейчас все, дескать, играют с наклоном влево, а "Сеговия... ну что Сеговия... ну его время прошло...".
Только вот подавляющее большинство современных гитаристов слушать - тоска зеленая берет
, а Сеговия и сейчас слушается
, да еще как, а в свое время заставил весь мир, по сути дела, ахнуть, начать организовывать классы и кафедры гитары при учебных заведених, писать книги, снимать фильмы о гитаре, проводить фестивали и т.д. и т.п...